«Жить для истинной Церкви и Родины...» (итоговый обзор)
14-16 сентября 2017 г. в Санкт-Петербурге состоялась конференция «ЖИТЬ ДЛЯ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ И РОДИНЫ…», приуроченная к 100-летию учреждения в России Апостольского экзархата для католиков византийского обряда.
Конференция проводилась при участии Государственного Музея истории религии, предоставившего помещение для докладов. Конференция собрала около двух десятков участников и слушателей. Программа докладов была составлена таким образом, чтобы показать историю РКЦВО за вековой период с дней ее основания, церковный и социальный контекст, а также познакомить слушателей с личностями выдающихся деятелей этой Церкви.
Как справедливо отметил в своем докладе П.Парфентьев, «лишь тонкая ниточка наследия доминиканской общины матери Екатерины, некоторые сестры из которой дожили до времен перестройки, да письменная традиция – вот что связывает между собой Экзархат начала XX столетия и возродившиеся в конце XX – начале XXI вв. русские греко-католические общины». Собственно, русское греко-католичество исторически представляло собой лишь одну ветвь в более широком церковном движении, включавшем в себя также русских католиков латинского обряда и зарубежные институты, созданные орденом иезуитов и привлекшие верующих разных национальностей. Их средоточием стала коллегия Руссикум, а впоследствии – Восточный институт в Риме.
Возникший в результате зарубежный «восточный обряд» на базе славянской литургии, отличался от русского греко-католического движения не просто более широким этническим составом. Если за спиной первого стояли лагеря, ссылки и расстрелы, то фоном второго служили академические исследования и встречи.
В начале второй мировой войны центр тяжести католической общины СССР сместился в сторону присоединенных западных республик, в которых был велик удельный вес католического населения. Греко-католическую часть всей общины представляли в основном западные украинцы, верные находящейся в подполье УГКЦ. После распада СССР на территории РФ и Казахстана осталось много католиков, депортированных с запада СССР.
За время, прошедшее с 1917 г., изменилась не только политическая карта мира. Принципиальным событием стало снятие взаимных анафем между православной и католической Церквями – главных формальных преград для общения.
Одной из основных задач конференции было понимание того, насколько современные приходы русских греко-католиков в России могут претендовать на духовную преемственность – как от первого русского Экзархата, так и от зарубежных институтов и отдельных зарубежных приходов греко-католической Церкви, претендующих на русскую идентичность. Как, с другой стороны, они связаны с римско-католической общиной России и украинскими греко-католиками, живущими в России. Представленные доклады позволили если не решить, то, по крайней мере, с разных сторон осветить эту проблему.
После начальных приветствий конференцию открыл доклад ее организатора, о.Александра Бургоса, настоятеля прихода Сошествия Святого Духа в Санкт-Петербурге «Экклесиология присоединения в трудах блаженного экзарха Леонида Федорова и его сподвижников». Рассказ начался с описания духовного пути предшественника Федорова, философа Владимира Соловьева. Соловьев, склоняясь к идее всеединства Церкви, выражал симпатию к католической Церкви, долгое время не решаясь на акт присоединения к ней. Рассказывая о личности самого блаженного о.Леонида, докладчик отметил его необычайную доброжелательность к представителям иных взглядов и толерантность в отношениях с деятелями русской православной Церкви.
Выступление о. Сергея Николенко, настоятеля прихода св. Игнатия Антиохийского в Москве, было посвящено первому поколению русских католиков византийского обряда, рядовых прихожан, большая часть которых оказалась в эмиграции после гражданской войны. Русские греко-католики этого поколения стали связующим звеном между мучениками на территории СССР и зарубежными деятелями. С годами эти линии расходились все дальше.
Мученической судьбе русских доминиканок восточного обряда, оставшихся в России, были посвящены сообщения И.Лупандина и П. Парфентьева. Иван Лупандин был лично знаком с с.Норой Рубашовой, представлявшей более позднее поколение сестер-доминиканок. В докладе Павла Парфентьева, посвященного основательнице русских доминиканок, матери Екатерине Абрикосовой, воссоздавалась более общая картина разрозненного существования русских греко-католиков в ходе репрессий 20-30-х годах.
Отец Стефано Каприо в своем докладе «Вклад коллегии Руссикум и Папского Восточного института в жизнь Российской Католической Церкви Византийского обряда» дал широкий исторический обзор церковных и светских событий, связанных с миссией католической Церкви в России, начиная со «Смутного времени» и заканчивая современной академической деятельностью Восточного института. За исходную точку для обзора исторических событий автор принял тему создания единой Европы, требующей нового уровня церковного единства.
Об истории католических общин Сибири, Урала и Казахстана в восьмидесятых-девяностых годах рассказал прелат Иосиф Свидницкий, сам создавший и окормлявший ряд общин. Большую часть прихожан там составляли католики западных областей СССР и немцы Поволжья, депортированные до и после войны.
Заключило конференцию сообщение о.А.Баранникова, настоятеля приходов Кузбасса «Католицизм Византийского обряда в России от появления Ординария до настоящего времени». Значительная часть доклада была отведена вопросу регистрации приходов, иллюстрирующему трудности встраивания в существующее законодательство РФ. Докладчик привел конкретные данные по числу приходов РКЦВО и отметил различную динамику разных составляющих католической общины Сибири. Наблюдается рост внутри римско-католических общин, а также украинских греко-католических приходов в тех областях, где имеется приток украинских мигрантов, верных УГКЦ. В отличие от римско-католической Церкви, где обряд унифицирован, семейство традиций византийского обряда имеет яркую национальную окрашенность. Жителям России бывает непривычна традиция УГКЦ. Докладчик проиллюстрировал это на примере Кузбасса.
В докладе также указывалось, что в Преображенской епархии осуществляется тесное сотрудничество приходов восточного и западного обрядов, нет греко-католической общины, которая была бы совершенно отделена от местной латинской. Чтобы восполнить недостаток духовенства, все греко-католические священники либо параллельно окормляют латинские приходы, либо оказывают им пастырскую помощь. В связи с нехваткой храмов для богослужений византийского обряда обычно используются помещения латинских приходов. Если представители зарубежных русских греко-католических приходов считают серьезными проблемы подчинения местным латинским епископам или биритуализм священников, то в российских условиях это неважно. Условия существования католиков в России как многонационального религиозного меньшинства способствуют сближению верных разных обрядов. Подобная сплоченность бывает показательной для религиозных меньшинств, всегда испытывающих в обществе определенное давление.
- Войдите на сайт для отправки комментариев