«Блаженный Леонид Фёдоров: память и наследие»

14 декабря 2009 года в Кирове состоялась международная конференция «Блаженный Леонид Фёдоров: память и наследие», приуроченная к 130-й годовщине со дня рождения экзарха русских католиков византийского обряда в 1917-1935 гг.

Организованная настоятелем местного католического прихода Пресвятого Сердца Иисуса свящ. Григорием Зволиньским конференция прошла в стенах исторического католического храма («Александровского костёла»), где ныне расположился «Концертно-выставочный зал органной музыки». Среди гостей и участников - архиепископ Павел Пецци, экзарх Донецко-Харьковский Украинской Греко-католической Церкви епископ Степан (Меньок), представитель Ординария для католиков византийского обряда в России епископа Иосифа Верта протоиерей Иван Лега, насельники студийской Святоуспенской Унивской Лавры во главе с её игуменом иеромонахом Венедиктом (Алексийчуком), священники и монашествующие, атташе по культуре Апостольской Нунциатуры в Российской Федерации Джованна Парравичини, историки, прихожане - люди, которым дорога память блаженного экзарха Леонида Фёдорова и свидетельство его подвижнической жизни и мученической смерти.

Конференция открылась богослужением, за которым духовенство латинского и византийского обрядов совместно молилось о христианском единстве, служению которому посвятил свою жизнь блаж. Леонид. Затем архиепископ Павел Пецци освятил мемориальную доску о. Леониду, которую планируется установить у здания бывшего католического храма.

Открывая конференцию, архиепископ Павел Пецци указал именно на служение единству как ключ к пониманию личности и наследия блаж. Леонида Фёдорова. Вспоминая времена, когда перед лицом «величественных и страшных событий», среди гонений и в узах «преодолевались вековое взаимное непонимание и вражда», как подчеркнул владыка Павел, «мы не можем не задаться вопросом: неужели и нам необходимо дойти до крайних пределов исторической катастрофы, чтобы узнать друг в друге (и, узнав, возлюбить всем сердцем) единоверцев и сотаинников».

Доклад «Актуальное значение личности и дела Леонида Фёдорова для современной Церкви» прочитал свящ. Евгений Гейнрихс, настоятель католического прихода в Петрозаводске. Как показал о. Евгений, есть определенные черты характера о. Леонида, которые делают его образ особенно значимым для христианина вообще и христианина-католика, живущего в постсоветской России. Среди этих качеств - верность избранному пути вопреки всем колебаниям, твёрдость в сочетании с неизменной доброжелательностью. Многие знавшие его отмечали особо смирение о. Леонида, который «более всего был склонен винить в неудачах самого себя, а не других», даже когда причиной этих неудач были объективно непреодолимые обстоятельства богоборческой власти. Наконец, замечательна искренняя любовь блаж. Леонида к родине. О. Евгений привел свидетельство калужского католического настоятеля о. Иосифа Павловича, по словам которого Фёдоров «бережно относился ко всему, что дорого русскому человеку... Его сердце горело любовью к соотечественникам».

Прочитанный на конференции доклад петербургского историка Павла Парфентьева был посвящён важным аспектам пастырского служения экзарха русских католиков - в частности, его смелым и полным христианского реализма кадровой политике и общению с приходами, благодаря которым «церковная жизнь русских греко-католиков этого периода была столь насыщенной». В своём докладе Павел Парфентьев, как и другие выступавшие, подчеркнули дух честности и любви, в котором экзарх Фёдоров вёл диалог с православными собратьями. «Не активная проповедь, не натиск миссионера нужны в России», писал Фёдоров, и тем более не прозелитизм, который «вредит делу соединения». Главной целью миссии он считает «распространение и популяризацию здоровых идей в католичестве и сближение с православным духовенством».

Доклад «Духовность Экзарха Леонида Федорова» представил иеромонах Леонтий (Тумовский), представитель Греко-католической Церкви Беларуси. Наследие блаж. Леонида и свидетельства знавших его людей говорят о том, что эта духовность была в первую очередь глубоко христоцентричной. Хотя призвание к монашеской жизни он ощутил еще в 14 лет, именно видение распятого Христа изменило жизнь 20-летнего Леонида, убедило его стать священником и посвятить свою жизнь людям, за которых отдал Себя Христос. Три десятилетия спустя, в 1932 г., в разговоре с Ю. Н. Данзас на Соловках Фёдоров рассказывает ей о пережитом им откровении смысла истории Русской Церкви (и, конечно, в значительной степени, - собственной судьбы): «Мало ещё кто понял, что мессианизм России - именно в её страдании. Может быть, вклад Русской Церкви в сокровища Церкви Вселенской и заключается именно в том, что она только через страдания, а не через победы показывает принадлежность к Мистическому Телу Христову». Между этими двумя откровениями пролегла жизнь, полная сознательного принятия Креста и страданий, готовность вновь и вновь «сораспинаться» Господу.

О том, сколь тяжким и кротким было это следование за Христом Распятым, свидетельствует представленная историком Ириной Осиповой переписка блаж. Леонида с Екатериной Пешковой, руководителем советского политического Красного Креста. Пешкова была в числе немногих людей, на чью помощь мог рассчитывать в последние годы жизни Фёдоров, которого власть, безоговорочно признавшая в нём врага, беспощадно бросала из одного заключения - в другое, из ссылки - в ссылку.

Историк, культуролог Владимир Семибратов рассказал о последнем годе жизни о. Леонида, который он провел на вятской земле (январь 1934 - март 1935). Ценнейшим источником оказались воспоминания жившего в одной квартире со ссыльным экзархом В. А. Калинина, в том числе и о дне смерти блаженного: «7 марта 1935 года один из голубей залетел в комнату, сделав круг над головой отошедшего ко Господу о. Леонида. Находившиеся в это время рядом с гробом люди расценили увиденное ими как чудо, о чём впоследствии и было сообщено в Рим». 10 марта 1935 года Калинины по-христиански похоронили усопшего на одном из местных кладбищ.

О месте блаженного Леонида Фёдорова в развитии «русской католической идеи» размышлял автор книги «Леонид Фёдоров» московский историк Алексей Юдин. По его мнению, Фёдоров оказался важным передаточным звеном в цепи преемственности этой идеи: между Владимиром Соловьевым, который первым заявил о равных правах восточной и западной традиции, и в наследии которого это «русское предложение христианского единства» достигло своей кульминации, и почвой эмиграции, где эта идея была по-новому осмыслена и принесла свои плоды - оказавшие глубокое влияние в том числе и на самосознание Католической Церкви.

О развитии почитания блаж. Леонида в среде студийского монашества рассказал игумен Святоуспенской Унивской лавры иеромонах Венедикт (Алексийчук). Именно в студийском монастыре в Каменице (Босния) о. Леонид принял монашеский постриг, и как доверенное лицо митрополита Андрея (Шептицкого) оказал важное влияние на дальнейшую судьбу студийского монашества. Монахи-студиты неизменно воспринимали его как свой идеал и были в числе первых, кто ратовал о его прославлении. Уже в самый год его смерти возникла инициатива его молитвенного воспоминания - реальное начало его почитания как святого. Память собратьев сохранила его качества именно как идеального монаха: «Жил и убирался очень убого. Считал себя всегда последним... Выглядел нищим. Смирение и покорность были основой его жизни. Он с каждым обходился так, будто бы хотел, чтобы каждый был святым». В условиях быстро приближающихся гонений монахи не могли не рассматривать подвиг о. Леонида как пример лично для каждого из них. По сей день, рассказал иеромонах Венедикт, «из года в год 7 марта в Святоуспенской Унивской Лавре... мы празднично поминаем его в своих богослужениях».

Монах Святоуспенской Унивской Лавры Иов, иконописец, рассказал об иконографии блаж. Леонида, которая, находясь в процессе становления, тем не менее, уже достаточно богата. По словам брата Иова, важно, что помимо собственно почитания блаженного, его иконы служат дорогому для него делу христианского единства. «Икона - произведение более молитвенное, нежели художественное: она создается из молитвы и для молитвы. Икона, которая открывает человека самому себе и церковной традиции, имеет особую ценность в христианском диалоге».

О западной иконографии блаж. Леонида и о значении его личности для верующих в Италии рассказала атташе по культуре Апостольской Нунциатуры в Российской Федерации Джованна Парравичини. По её словам, «прославление в 2001 году первого святого молодой возрождающейся католической общины в России стала церковным событием и в Италии. Через опыт новомучеников люди вновь стали пытаться проникнуть в суть единства Церкви, стали молиться об этом и горячо желать его». Одним из плодов этого движения стал ряд образов блаж. Леонида, написанных итальянскими иконописцами. Один из них был написан в основанной в 1979 году в русле деятельности Фонда «Христианская Россия» иконописной школе в г. Сериате, где также были написаны многочисленные образы для католических приходов в России. Икона блаженного Леонида Фёдорова была освящена в Москве, в соборе Непорочного Зачатия, что было, по словам участвовавшей в этом богослужении г-жи Парравичини подобно тому, как если бы «блаженный Леонид вернулся в эту церковь, где он молился, служил, и наверно открыл перед Богом своё сердце, свои страдания и сокровенные мольбы». Ещё один образ блаженного был создан итальянской художницей Мариатерезой Карбонато, написавшей серию портретов святых нашего времени. Эскиз итальянской художницы стал основой для мемориальной доски о. Леонида, освящённой в день конференции.

В конце работы конференции был показан созданный монахами Унивской Лавры видеофильм об о. Леониде Фёдорове. По существу это фундаментальное исследование его жизни - достаточно сказать, что, идя по следам блаженного Леонида, создатели фильма проделали путь более чем в 6000 км. 15 декабря участники конференции собрались для молитвы у дома, в котором прошли последние месяцы жизни о. Леонида. Сегодня этот ветхий дом стоит в очереди на снос. Одним из молитвенных намерений было возможное его сохранение как место особой памяти блаженного экзарха.

Информационная служба архиепархии Божией Матери в Москве