Больше верующих в санктуариях, чем в храмах: о чём свидетельствует этот феномен

Наполненные паломниками санктуарии, пустые храмы: такова панорама, выявленная социологическими и пастырскими исследованиями, согласно которым, с одной стороны, растет число паломников, а с другой – ослабляется участие верующих в приходской жизни. Мы попросили прокомментировать эти данные богослова Пьеро Коду, директора Института «София», основанного Кьярой Любич.

По словам теолога, названный феномен несет в себе важное послание, на которое призвана ответить вся христианская община. Несомненно, паломничество к святыням, к местам молитвы и уединения является позитивным фактом, свидетельствуя о пробуждении сильной религиозной потребности. Повсеместный секуляризм, тенденция к массовости и уравниванию содействуют возникновению глубокого желания духовности. Как говорил Блаженный Августин, сердце человека создано для Бога, и оно непременно ищет контакта с Ним. Не надо забывать и о том, что посещение святынь может говорить просто о потребности побыть в одиночестве и найти самих себя. Но все же в конечном счете этот поиск всегда направлен на встречу с Богом.

Поиск уединения в святилищах в противовес приходской жизни идет вразрез с изначальным христианским опытом, который является общинным и переживает молитвенное уединение как необходимый момент для возвращения к повседневной жизни и для закваски общества Евангелием. Христианские общины призваны сочетать два горизонта: вертикальный – встречу с Богом, - и горизонтальный – способность сделать из этой встречи закваску для общества. Опыт присутствия Иисуса Христа, согласно Новому Завету, переживается в сердце общины. Тело Христово – это община учеников, собравшихся во имя Христово, общины, внутри которой Христос присутствует различными способами: в возвещении Слова, в Евхаристии, в общении братьев и сестер. Общинное измерение основано на глубоких отношениях единства Пресвятой Троицы, и христинская община является знаком и инструментом единства с Богом и единства всего человеческого рода.

Другой специалист - по истории христианства и религиозной коммуникации, Марио Ианнаконе, – утверждает, что в святилищах гораздо доступней общение между верующим и пресвитером, нежели в городских храмах. К сожалению, в них коммуникация затруднена, в том числе и в силу определенного расписания и нехватки священников. Святилища же открыты всегда, и в распоряжении у паломников всегда есть священники. Профессор Ианнаконе считает также, что рост посещаемости святилищ в ущерб приходам объясняется и определенным образом, созданным в масс-медиа: о Церкви часто говорят как об учреждении, а не Народе Божьем, а вот санктуарии предстают как «счастливые островки» вдали от учреждений. Такое послание абсолютно ошибочно, поскольку Церковь и Народ Божий – это прихожане любой городской и деревенской церкви, а не только места, где произошли особые явления или чудеса. Отдаление верующих от приходских церквей спровоцировано и тем, что СМИ предпочитают рисовать картину Церкви, вовлеченной в какой-нибудь скандал, а не общины, совершающей дела милосердия.

http://ru.radiovaticana.va/Articolo.asp?c=654799
Фото: http://www.saldaterraluzdomundo.net/Podbrdo_sol.jpg