Рождественское пастырское послание архиепископа Павла Пецци, Председателя ККЕР
Дорогие собратья во священстве, монашествующие, верные Народа Божиего, возлюбленные во Христе братья и сёстры!
Христос рождается! Славьте Его!
«Верен Призывающий вас» — Бог (ср. 1Фес 5,24). Эта простая истина представляет собой источник и начало, к которому мы должны постоянно возвращаться, если хотим жить верой, если мы хотим со смыслом прожить свою жизнь и жизнь той общины, где нам открылась нам эта спасительная истина.
«Бог верен» (ср. Втор 32,4; Рим 3,4) — и высшим проявлением этой верности стало Рождество Иисуса Христа в Вифлеемской пещере. Вся история мироздания — это история спасения, история Откровения милосердия и любви Бога к человеку. Вся история — это путь Бога навстречу человеку: «Любовью вечной Я возлюбил тебя», — говорит Господь Бог Своему народу и в то же время каждому человеку, — «и потому простёр к тебе благоволение» (ср. Иер 31,3). Бог никогда не устаёт делать первый шаг навстречу человеку, и даже если человек забывает о Нём, не обращает на Него внимания, тем больше Бог умножает знаки Своей любви, тем больше проявляет инициативу в отношениях с человеком.
В кратком изложении Катехизиса Католической Церкви написано: «Бог Сам, сотворив человека по Своему образу, вписал в его сердце жажду видеть Его. Хотя человек нередко не осознаёт этого желания, Бог не перестаёт привлекать его к Себе, дабы он жил и находил в Нём полноту истины и счастья, которую без устали ищет» (КККЦ, 2). И потому «человек не будет верен, если в его сердце не будет вопроса, на который только Бог даёт ответ, а точнее, на который только Бог является ответом» (ср. Блаженный Иоанн Павел II. Проповедь. 26 января 1979). Вот почему «человеку, чтобы верить в себя, нужно верить в Бога, поскольку человек создан по образу и подобию Бога. Когда у человека отнимается Бог, он не возвращается самому себе, а отнимается у себя самого!» (ср. Кард. К. Войтыла. Речь. 26 декабря 1976).
Когда мы забываем о нашей тварности, о нашей зависимости от Бога, когда мы перестаём удивляться красоте сотворённого мира и сокрытому в нём промыслу Бога, тогда из-за страха, из-за того, что в жизни не всё идёт по нашему плану, из-за зла, которое мы видим в нас и вокруг нас, у нас отнимается Бог, и остаётся лишь трагичная претензия человека на самодостаточность.
История спасения — это история того, как Бог исправляет пути человеческие — начиная с сотворения человека, через освобождение из Египта, до изгнания в Вавилон. Лишь оказавшись в изгнании и лишившись всего, избранный народ, не желавший слушать пророков, понял, в чём состоят его подлинные сила и богатство. Через тяготы пленения Бог очистил Свой народ, и он стал светом надежды для многих народов.
Этот шаг Бога навстречу человеку, эта инициатива с Его стороны в отношениях с человеком одним словом называется — Откровение. «После грехопадения Бог не прерывает Откровение, но обещает спасение всем потомкам Адама и Евы. После потопа Он через Ноя устанавливает завет между Собой и всеми живыми существами» (КККЦ, 7). Откровение — это самораскрытие Тайны Бога в человеческой жизни, в истории. Вот почему Откровение — это всегда событие, а не вывод из рассуждений. Откровение — это событие, состоящее из действий и слов, начавшееся с Авраама и истории избранного народа и достигшее завершения и совершенства во Христе. Вот почему мы говорим, что Откровение во Христе — это событие, в которое нам надлежит войти. Высшей точкой события Откровения стало всё то, что Христос сказал, совершил и ознаменовал Своим присутствием. Это та Истина, которую Он явил, и которая открывается нам Духом Святым. Святой Дух, таким образом, является важнейшим действующим лицом события Откровения.
В событии Откровения присутствует динамизм любви. Откровение — это не совокупность понятий, но живое Присутствие, сам Богочеловек Христос, который Своим Духом вводит нас в общение Троицы. «Главным в жизни, тем, что наполняет её смыслом и вселяет твёрдую надежду на нашем порой нелёгком пути, является вера в Иисуса, встреча с Христом. При этом речь идёт не о следовании некоей идее, но о том, чтобы встретить Его как живую Личность, позволить Ему и Его Евангелию полностью увлечь нас. Иисус призывает нас не ограничиваться человеческим горизонтом и открыться к горизонту Бога, к горизонту веры. Он требует от нас одного: принять замысел Божий, то есть веровать в Того, Кого Он послал» (ср. Бенедикт XVI. Молитва «Ангел Господень». 5 августа 2012 г.). Таким образом внутри истории нашей жизни Бог вводит нас в общение с Ним.
«Бог верен». Путь, предложенный нам Богом, прост. Нам надо только ответить на инициативу Бога своими желанием и интересом. Когда Ангел возвестил Марии, что она, Дева, станет Богородицей, Матерью Бога, то на полный удивления вопрос Марии — «Как будет это?» — Ангел ответил: «У Бога не останется бессильным никакое слово» (ср. Лк 1,34-37). Новый человек, которого Христос пробудил, придя в этот мир, — это человек, для которого это утверждение является центром его жизни: «У Бога не останется бессильным никакое слово». И это значит, что Бог, о котором идёт речь, — это не бог наших мыслей, а Бог истинный, живой, Тот, Который стал человеком, — Иисус из Назарета, Христос.
«У Бога не останется бессильным никакое слово». Именно эта истина, которую мы открываем для себя через опыт веры, является душой всей истории спасения, всего Откровения. Слова Ангела втóрят другим словам, которые Ангел Господень у дубравы Мамре некогда сказал Сарре, не поверившей слову Господа, что она станет матерью: «Есть ли что трудное для Господа?» (ср. Быт 18,14). Каким изумлением наполняется сердце от одной мысли о том, что, говоря эти слова Аврааму, Бог уже имел в виду то, что Он спустя многие века скажет через Ангела другой женщине — Богородице Марии, блаженной, ибо уверовавшей: «У Бога не останется бессильным никакое слово»!
После того, как богатый юноша в ответ на призыв Христа — «пойди, продай имение твоё, и следуй за Мной» — отошёл с печалью, Христос на полный изумления вопрос учеников: «кто же может спастись?», ответил: «человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (ср. Мф 19,22-26).
Эта истина является началом истинной истории человечества, началом великого пророчества израильского народа, началом истории нового народа и нового мира. Слово Ангела, сказанное Богородице, стало началом новой аскезы, началом новой перспективы, совершенно нового самосознания человека. Первое слово, первый шаг, подлинная инициатива всегда исходят от Бога. Только включившись в эту божественную инициативу, только прося о ней, и мы тоже можем стать — с Ним и в Нём — подлинными участниками и свидетелями богообщения. Бог всегда есть начало. Только тот, кто позволит Богу увлечь себя, может дать ответ на вызов мира, притязающего на то, чтобы жить без Бога. «Подлинные деятели новой евангелизации — святые» (ср. Бенедикт XVI. Проповедь по случаю открытия Синода епископов. 8 октября 2012 г.).
Бог Авраама, Исаака и Иакова, Бог Иисуса Христа ― это Бог верный, Бог близкий: «Наступил уже час пробудиться нам ото сна. Ибо ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали» (Рим 13,11). Богу всё возможно, и потому Он верен. Даже когда мы неверны, Он ждёт нас, уважая нашу свободу. Бог берёт инициативу в Свои руки и идёт навстречу нам, приглашая нас ответить Ему верой. Бог приклоняется к человеку, и это действие превосходит самые смелые ожидания человека. Бог вошёл в историю человека самым неожиданным и немыслимым способом: Он стал человеком, ребёнком, и прошёл весь человеческий путь ― Он сам стал путём, чтобы путь человека вёл его к Богу. Бог в Иисусе из Назарета принимает человека, всю историю человека, и придаёт ей новое начало: быть рождёнными Богом и устремлёнными к Нему (ср. Бенедикт XVI. Детство Иисуса. 2012 г.).
Событие Христа должно объять, охватить нас столь сильно, столь полно, чтобы каждый наш день был наполнен памятью о Нём. Никогда я не являюсь самим собой настолько, как когда Ты, Христе, входишь в мою жизнь и объемлешь меня Своим присутствием. «Конечный смысл любой вещи, любых отношений, любого момента радости, равно как и любой трудности в том, что они являются возможностью для отношений с Бесконечностью. Всё это ― голос Бога, постоянно зовущий нас и приглашающий поднять взор, чтобы в единении с Ним обрести полноту нашей человечности» (Бенедикт XVI. 18 августа 2012 г.).
Пусть эта утешительная истина сопровождает каждого из вас, возлюбленные чада Божии, на вашем жизненном пути. Желаю всем вам, вашим родным и близким, вашим соседям и сослуживцам, всем нашим согражданам, и всем людям на Земле, чтобы ликование и мир Рождественской ночи входили в наши дома, наполняя их радостью веры, братством взаимной любви и покоем глубокой надежды.
Примите мои поздравления с Рождеством Христовым! Богомладенец да дарует Вам Свою помощь, духовную радость и мир.
Христос, истинный Бог наш, ныне плотью родившийся ради нашего спасения, по ходатайству Приснодевы Марии Богородицы и всех святых, да укрепит всех нас на нашем земном пути, да пребудет с нами и благословит нас.
Примите моё благословение на предстоящее Торжество Светлого Рождества Христова во имя † Отца и † Сына и † Святого Духа.
Христос рождается! Славьте Его!
† Архиепископ Павел Пецци
г. Москва, в Торжество Рождества Христова, 25 декабря 2012 г.
http://cathmos.ru/content/ru/publication-2012-12-24-11-18-35.html
- Войдите на сайт для отправки комментариев