Обращение Папы Римского Иоанна Павла II по случаю 25-летия введения в жизнь Чина посвящения дев
(2 июня 1995)
Дорогие сестры,
1. Нынешняя аудиенция дала мне возможность встретиться с вами, участницами Международного Съезда, организованного по случаю 25-летия введения в жизнь пересмотренного Обряда посвящения дев (31 мая 1970). Я приветствую организаторов Съезда и всех вас, собравшихся в Риме.
Второй Ватиканский Собор принял решение о том, что обряд Посвящения дев, основанный на Римском понтификале, должен быть пересмотрен (ср. Конституция Sacrosanctum Concilium, 80). Речь шла не только о начале внимательного пересмотра литургических формул и ритуальных жестов, но и о восстановлении обряда, который в течение многих веков не применялся в отношении женщин, не принадлежавших к институтам посвященной жизни. Вместе с обрядом произошло восстановление «Ordo virginum», которому предстояло найти свое правовое выражение в качестве формы, отличающейся от монашеских институтов – ср. кан. 599 Кодекса Канонического права. Обновленный Обряд привел и к возвращению Ordo в общину Церкви: двойной дар Господа Его Церкви. Вы радуетесь об этом даре и благодарите за него Бога. И сегодня вы хотите найти в нем мотивацию и вдохновение, чтобы обновить ваше рвение и ваш выбор.
Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее
2. Я со своей стороны хотел бы обратиться к вам с той же теплотой, которая была характерна епископам первых веков христианства. Вспомним, с каким жаром Мефодий Патарский (Олимпийский) первым воспел христианскую девственность, вспомним Афанасия Александрийского и Киприана Карфагенского, считавших посвященных дев избранной частью овчарни Христовой; вспомним Иоанна Златоуста, чьи писания обогащали и питали духовную жизнь дев; вспомним Амвросия Медиоланского, труды которого свидетельствуют о необычайной пастырской заботе о посвященных девах; вспомним и Августина Гиппонского, проницательного и глубокого богослова, писавшего о девстве ради Царства Небесного (ср. Мф 19,12); вспомним и великого святого папу Льва I – скорее всего, именно он был автором прекрасной молитвы посвящения Deus castorum corporum; наконец, вспомним Леандра Севильского, оставившего изысканное послание своей сестре Флорентине по случаю ее посвящения в чин дев. Такова традиция епископов, к которой я рад принадлежать.
3.По этому знаменательному случаю я бы хотел подчеркнуть некоторые основные пункты, которые помогут вам в переживании вашего уникального призвания в Церкви и в мире.
Люби Христа, ради Которого ты живешь. Св. Леандр Севильский отмечает, что для посвященной девы Христос становится всем: «Он – жених, брат, друг, наследие, воздаяние, Бог и Господь».
Тайна воплощения получила прочтение в контексте супружеских отношений в творчестве Отцов Церкви, которые следовали толкованию смерти Господа, которое дает апостол Павел: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф 5.25). Даже Воскресение рассматривали с точки зрения встречи Воскресшего и новой мессианской общины, когда навечерие Пасхи праздновалось как «Брачная ночь Церкви» (Св. Астерий Амасийский, Гомилия XIX, на Псалмы V, молитва V).
Вся жизнь Христа поэтому отмечена знаком тайны Его брака с Церковью (ср. Еф 5,32). Дорогие сестры, вы тоже участвуете в этой тайны благодаря дару Духа и «новому духовному помазанию» (ср. Римский Понтификал, Обряд посвящения дев, 16).
Посвященное девство – отражение евангельского радикализма
4. Воздайте Христу за Его бесконечную любовь твоей собственной всеобъемлющей и особой любовью. Любите Его, как Ему угодно быть любимым, в конкретных обстоятельствах жизни: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин 14,15; ср. Ин 14,21). Любите Его так, как подобает вам – Его невестам; воспринимая Его чувства (ср. Флп 2,5); разделяя Его стиль жизни, жизни в смирении и кротости, в любви и милосердии, в служении и радостной готовности, в неустанном рвении о славе Отца и спасении рода человеческого.
Ваша принадлежность к чину дев поможет вам восхвалять Христа более спонтанно, вы будете легче прислушиваться к слову Его, с большей радостью Ему служить; в вашей жизни чаще будет проявляться послушание Ему. Так или иначе, девство, посвященное Богу, – не привилегия, а дар Бога, предполагающий верное следование за Ним в качестве ученика.
Следование за Агнцем на небесах (ср. Откр 14,4) начинается на земле, когда мы выбираем узкий путь (ср. Мф 7,14). Ваше следование за Христом (sequela Christi) будет становиться тем более радикальным, чем больше вы любите Христа, чем яснее вы понимаете смысл посвящение дев. Обсуждая «евангельский идеал девства» в Апостольском Послании Mulieris Dignitatem, я напомнил, что «в девстве, посвященном Богу находит свое выражение радикализм евангельских слов «Оставь все и последуй за Христом» (п.20).
Ваше ученичество будет тем интенсивнее, чем глубже вы убеждены, что Иисус – единственный Учитель (ср. Мф 23,8), чьи слова суть «дух и жизнь». Дорогие сестры, вспомните, что ваше место, подобно Марии из Вифании, - у ног Иисуса, в слушании благодатных слов, исходящих из уст Его (ср. Лк 4,22).
5. Любите Церковь, ведь Она – ваша мать. Во время торжественного обряда под предстоятельством епархиального епископа (Обряд посвящения дев; Введение, п.6, п.8) вы получили от Церкви дар посвящения; вы были посвящены на служение Ей. Вы всегда должны чувствовать близкую связь с Церковью.
Отцы Церкви учат, что девы получают от Господа «девственное посвящение» и становятся видимым знаком девства Церкви, Ее плодовитости, свидетелями Ее верности Христу. Девы также напоминают, что Церковь ожидает грядущих благ, и предостерегают – мы должны сохранить эсхатологическое напряжение.
Перед девами стоит и другая задача: быть руками, которыми местная Церковь помогает нуждающимся, быть голосом ее молитвы, помощью ее убогим, утешением для ее страдающих сыновей и дочерей, поддержкой для ее вдов и сирот. Можно сказать, что во времена Отцов pietas и caritas Церкви очень часто выражали сердце и руки посвященных дев.
Эти формы деятельности и сегодня сохраняют свою актуальность. Я вкратце так сказал об антропологической ценности выбора девства в Церкви: для посвященной девы это – возможность «реализовать ее женственность». «Свободно избирая жизнь в девстве, женщины утверждают себя как личности, существа, которых Творец от начала времен возжелал ради них самих. В то же время они достигают реализации своей женственности» (Mulieris dignitatem, п. 20).
Точно так же, как и женщина, избравшая путь супружеской жизни, посвященная дева способна переживать и выражать супружескую любовь: «этот вид любви» делает ее в Церкви даром для Бога, для Христа Спасителя, для всех братьев и сестер.
Мария – совершенная икона Церкви
6. Любите чад Божьих. Ваша всеобъемлющая любовь ко Христу не препятствует вам любить всех мужчин и женщин, ваших братьев и сестер, потому что горизонты вашей милосердной любви – как раз потому, что вы принадлежите Господу – это Христовы горизонты.
По словам апостола, дева «заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом» (1 Кор 7, 34); она ищет «горнего, где Христос сидит одесную Бога» (Кол 3,1). Но это не отчуждает вас от сотворенного Богом мира и от чаяний человечества, от страданий града земного, его конфликтов и скорбей, вызванных войнами, голодом, болезнями, от распространения «культуры смерти». Пусть ваше сердце, исполненное милосердия, будут открыты страданиям ваших братьев. Предайте себя защите жизни, делу равноправия женщин, уважения их свободы и достоинства.
Вы знаете: «Вы, девы Христа ради» становитесь «духовными матерями» (Обряд посвящения дев, 16), благодаря исполненному любви сотрудничеству в евангелизации.
7. Любите Марию из Назарета, начаток христианского девства. Смиренная и убогая, «обрученная Иосифу» (Мф 1,18), мужу праведному «из дома Давида» (Лк 1,27). Мария, благодаря неповторимому дару благодати Божьей и благодаря своей верности призванию Господню, стала девственной матерью Сына Божьего.
Поэтому Мария являет нам совершенный образ Церкви как таинства общения и любви, ведь Церковь – Дева, Супруга и Мать.
Св. Леандр Севильский называет Ее «вершиной и прототипом девства». Телом и душой Она была тем, к чему вы стремитесь – вы, девы в сердце и в теле своем, супруги, совершенно предавшие себя любви ко Христу, матери по дару Духа.
8. Дорогие сестры, Мария – ваша мать, сестра и наставница. Учитесь от Нее исполнению Божьей воли и принятию Его домостроительства спасения; учитесь принимать Его слово и с ним переживать события своей жизни; учитесь петь Ему хвалу «за Его великие дела», соделанные для людей; учитесь разделять тайну страдания; нести Христа людям и ходатайствовать за нуждающихся.
Пребывайте с Марией в чертоге брачного пира, где Христос открывает себя ученикам, как мессианский Жених; пребывайте с Марией у подножия Креста, где Христос пожертвовал жизнь свою за Церковь; пребывайте с Ней в Горнице, в доме Духа, излившегося Божьей любовью на Церковь-Невесту.
Храните верность вашему призванию по ходатайству Богородицы. Подражайте примерам святых дев, обогащавших жизнь Церкви во все времена.
Заверяю вас в моей неустанной за вас молитве и особым образом благословляю вас.