Духовное руководство: поиски духовника и постоянное руководство

Многие люди, ищущие духовного руководства, желают возрастать в молитве и распознавании воли Божьей в их жизни. Молитва и распознавание неразрывно связаны.

Молитва. Молитва – это беседа, общение, ведущее к глубоким и близким отношениям с Богом, Единым в Троице. Тут подлинная сердцевина призвания посвященной девы. Благодаря харизме «невесты Христовой» и отчетливо брачному характеру призвания, молитва посвященной девы обращена прежде всего ко Христу – Жениху, Супругу. Дева также развивает личные взаимоотношения с Богородицей, которую Церковь именует «Дева над девами».

Распознавание. Распознаванием называют способность познать и понять волю Богу относительно той или иной сферы жизни человека.

Молитва и распознавание тесно взаимосвязаны, способствуя развитию и укреплению друг друга. На молитве человек получает благодать, помогающую ему услышать и понять волю Божью. Чем больше человек живет в согласии с Божьей волей, чем больше он послушен Богу, ведущему его по жизни, тем больше благословения Божьего он получает. Благословение и дары Святого Духа побуждают человека искать Бога в молитве, желать того, что Он желает. Распознавание и молитва открывают нам путь к пониманию Писания: « Дух Святый, Которого Бог дал повинующимся Ему» (Деян 5:32). Когда Бог ведет человека к зрелости, желания постепенно сливаются в одно, глубочайшее желание – пребывать с Богом.

Одним из благодатных действий духовного руководства является «участие в распознавании». Два человека вместе ищут, прислушиваются, внимают тому, как Господь ведет «ведомого» в какой-то отдельной области его жизни. Нет места ситуации, когда «руководитель» или «ведущий» говорит «ведомому», что тот должен делать. Тут следует решительно сказать – есть только один подлинный руководитель. Это Дух Святой. Дело духовника – помочь другому человеку строить отношения с Господом и научиться ходить Его путями.

Кроме участия в распознавании, есть еще один важный аспект проблемы: окончательное распознавание любой ситуации происходит в сердце «ведомого». Лицо, прибегающее к духовному руководству, в конечном счете, само несет ответственность перед Богом за свои решения. «Послушание» духовнику не идентично послушанию монаха своим настоятелям. Обе стороны процесса должны бдительно следить за любыми формами нездоровой зависимости от духовника. На протяжении всей жизни человек возрастает в умении распознавать при помощи надлежащего духовного руководства; так или иначе, эти отношения никогда не должны замещать совершенно уникальной и личной ответственности «ведомого» за возрастание в умении слышать и понимать голос Господа, звучащий в сердце человека.

Всем ли нужен духовник?

II Ватиканский Собор в догматической конституции Lumen Gentium, раздел 5 говорит о том, что все христиане, независимо от образа жизни и положения, призваны к полноте христианской жизни и совершенной любви. С давних пор в Церкви духовное руководство считалось харизмой, даром Святого Духа ради «блага Тела Христова».

Поиск духовного руководства требует смирения. Мы «слишком близко» видим себя самих, чтобы видеть себя ясно и объективно. Когда мы открыто и честно делимся своей жизнью с духовником, духовная свобода позволяет нам углублять молитву. Когда человек возрастает в молитвенной жизни, нужда в духовнике растет, а не уменьшается!

Как выбрать духовного руководителя?

Молитесь. Просите Христа указать вам того человека, которого Он для вас предназначил.

Поговорите с опытным человеком (может быть, с священником) в вашей епархии, попросите указать вам – кто подходит для осуществления духовного руководства. Не пугайтесь, если вам покажется, что этот человек слишком загружен.

Попросите этого человека о встрече. Если вы себя хорошо чувствуете в его обществе, если в вопросах духовной жизни вы говорите, как вам кажется, на одном языке, если этот человек верен Церкви – попросите о новой встрече. В ходе процесса молитесь о вашем пути. Лучше приложить усилия, чем с головой броситься в отношения.

Между вами и вашим духовником должно быть взаимопонимание. Так или иначе, это требует времени – по крайней мере, трех встреч – чтобы понять, возможно ли регулярное духовное руководство.

Если духовник не знаком с посвящением дев, живущих в миру, что еще важнее, он или она не хочет узнавать что-то, что поможет действительно понять эту форму посвященной жизни, если проявляется явное ее неприятие, лучше не обращаться к такому духовнику.

Важно отметить, что до посвящения роль духовника – участие в распознавании и помощь в «подготовке», не в формации. После посвящения духовник берет на себя обеспечение ответственности «ведомой» за полученный дар посвящения и ее неустанную «гармонизацию» с основными характеристиками этого призвания.

Что следует знать посвященной деве об отношениях с духовником:

Помните, что духовники не всемогущи. Более того, хорошие духовники бывают очень занятыми людьми, поэтому готовьтесь к встрече заранее. Полезно перед встречей записать вопросы, которые вы хотели бы обсудить. Помните, что следует придерживаться временных рамок встречи. В регулярной практике духовного руководства встреча обычно происходит раз в месяц и длится один час.

Важно делиться как «хорошими вещами», так и трудностями. Духовное руководство – это не кризисное консультирование, Бог использует любое событие в человеческой жизни для нашего духовного роста. Нельзя поделить духовную жизнь на отсеки. Любое движение души может быть действием Святого Духа, нельзя этим пренебрегать.

Это «защищенные» отношения. Духовника обязывает совершенная конфиденциальность. «Ведомый», пусть и не связанный теми же самыми требованиями, должен быть осторожен, делясь с третьими лицами чем-либо из этой сферы.

Конечно же, идеально духовное руководство лицом к лицу, в непосредственном контакте, но нельзя исключать и руководства по телефону или по переписке.

Существует ли такса за услуги духовника?

Никто не устанавливал тарифов за духовное руководство, но многие «ведомые» чувствуют себя более мотивированными и ответственными за процесс, если они что-то жертвуют.

«Ведомый» отвечает за то, чтобы осведомиться о принятых формах вознаграждения духовника и последовать им. Такова общепринятая практика, достойная уважения. Если духовник откажется принять деньги, лицо, прибегающее к духовному руководству может делать регулярные пожертвования в пользу церковных или благотворительных организаций (обычно указанных духовником). Мы имеем в виду, например, приход, в котором работает духовник, монашескую общину, какие-то миссионерские проекты, семинарию, помощь молодым одиноким матерям и т.д.

Если денежное вознаграждение совершенно недопустимо, мы всегда можем молиться за духовника. Например, совершить Святой Час (один час молитвы и адорации) за время, проведенное с духовником – это всегда важно и приносить пользу обеим сторонам в процессе духовного руководства. На деле, ведомые должны молиться за духовников, как и духовники часто молятся за своих чад.

Как определяется эффективность таких отношений?

В общих чертах – человек чувствует мир в сердце, ощущает, что «это правильно», даже если он (она) находится в сложной ситуации. Святой Дух «свидетельствует» человеческому духу при помощи ощутимой ясности – получаемое мной духовное руководство открывает мне Бога в процессе совместного поиска Его воли. Это вещь известная, внутренне испытанная, проходящая испытание временем. Конечно же, хорошее духовное руководство приносит добрые плоды. Есть чувство, что мои отношения с Богом развиваются благодаря молитве и распознаванию. Это возрастание можно отметить очень конкретно – как возрастание в любви в отношениях с ближними.

Конечно же, важно не «скакать» от духовника к духовнику, особенно чтобы избегать трудностей, но существуют обоснованные причины смены духовника. Даже если отношения с духовником приносили плоды в течение длительного времени, возможно, что Господь захочет на следующем этапе духовного пути передать меня другому руководителю. В этом переходе необходимы молитва и честное распознавание воли Бога, открытость в отношениях с нынешним духовником, принятие во внимание смысла духовного сопровождения и понимание – почему необходимо изменение. Прекращение отношений с духовником по любой причине требует взаимного уважения и признательности духовнику, работавшему с нами.