Посвящение как эсхатологический знак

Gloria Irene Alvaro Sanz
Amar y servir

(…)
Может ли кого-то удивить тот факт, что молитва может быть важнейшим служением посвященной девы, тем служением, которому она хочет отдать львиную долю своего времени и сил?

Эсхатологическое измерение [призвания девы] не означает, что посвященные девы должны изолировать себя от преходящего мира или презирать его, хотя это ожидание вовсе не является пассивным (Vita consecrata, 27). Напротив, они будут трудиться в мире сем, посланные, чтобы жить в нем, предвкушая жизнь вечную, напоминая братьям и сестрам, что этот видимый мир и его тревоги преходящи, ибо не имеем здесь постоянного града (Евр 13.14) и наше жительство на небесах (Флп 3.20). И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали (Откр 21.1).

Уверенная в этом, посвященная дева спокойно решает свои апостольские задачи, не пытается любой ценой сэкономить время или добиться быстрого успеха, она помнит, что время принадлежит не ей, а Богу. Отсутствие ожидаемых результатов не лишает ее мужества. Дева сеет и старается делать это хорошо, она совсем не беспокоится, заметив, что не ей доведется собирать плоды своих трудов. Такое отношение не умаляет плодотворности ее трудов, оно скорее позволяет ей планировать свои действия, обращенные в будущее, ограничившись, подобно мудрому стратегу, лишь настоящим временем. Она была призвана быть в первую очередь не «закваской в тесте» (следует ли считать других людей тестом?) – но светом на стезе, светом в ожидании Жениха. В знак этого в конце обряда посвящения девы выходят из церкви с горящими свечами (Обряд посвящения, п. 38).

И посвящены на служение Церкви

[Служение] какой Церкви? Всей Церкви, тут нет и тени сомнения. Поэтому дева служит вселенской Церкви в своей церкви – своей епархии. Кроме того, деву не посвятили для служения в отдельном приходе, но скорее для служения там, где она нужна, в соответствии с ее личными и профессиональными обстоятельствами и ее дарами.
(…)
Согласно обращению Папы Римского к посвященным девам:
1. У посвященных дев нет «основателя» (подобно основателям монашеских общин и движений). Их мать – Церковь.
2. Девы не посвятили себя сами: они получили посвящение от Церкви через служение епископа.

Церковное служение девы сосредоточено на ее епархии – благодаря местной церкви она соединена с Церковью вселенской. Следуя за Введением в Чин посвящения дев, который мы уже цитировали, посмотрим теперь, как служение дев осуществляется в Церкви.

Молитвенное служение

Молитвенное служение ясно называется в качестве первого задания, порученного посвященной деве, во Введении. Если посвященные девы посвящают свою чистоту, в первую очередь, чтобы укрепиться в любви ко Христу, они не смогут исполнить этого без духа глубокой молитвы. Когда епископ вручает книгу Литургии Часов, книгу молитв Церкви, «голос Невесты, обращающейся к Жениху» (ср. SC 84), во время церемонии посвящения, он говорит девам, что они будут вечно петь хвалу Отцу. То же подчеркивается во Введении: они будут приносить бесконечную хвалу их небесному Отцу и молиться о спасении всего мира.

Молитва посвященной девы – чисто церковная. Она не основана (хотя и может включать в себя) на частных культах или навязанных извне молитвенных практиках. Молитва посвященной девы охватывает такие сферы:

1. Литургия и ежедневное причащение, когда это возможно, потому что порой рабочий график не позволяет нам этого. Мне вспоминается одна посвященная дева, которая не смогла пойти на мессу и причаститься в годовщину своего посвящения: утром она вела занятия, а с 5 до 9 вечера проверяла письменные работы. (…)
2. Частое принятие таинства Примирения.
3. Молитва Литургии Часов, с пониманием того, что она означает, как мы уже об этом говорили.
4. Дочернее почитание Пресвятой Богородицы, образца для каждой посвященной девы. Усердные молитва и размышления над тайнами розария являются неотъемлемой частью духовности посвященной девы. (…)
5. Священное Писание – практика lectio divina, которую Отцы Церкви рекомендовали девам ранехристианских времен. (…)

Важно использовать хорошие и точные переводы Писания и экзегетические комментарии, соответствующие Учению Церкви. (…) Прилежное чтение Священного Писания и размышление над ним сегодня рекомендуются девам при их посвящении, как в проповеди, так и в благословении и тринитарном отпусте. (…)

Отцы Церкви всегда подчеркивали первенство молитвы в жизни посвященных дев; не потому, что таково требование, но потому что молитва тесно связана с призванием. По этой причине многие посвященные девы, достигнув пенсионного возраста, выбирают более интенсивную молитвенную жизнь. Без понимания этого молитвенного служения невозможно понять духовности посвященной женщины, принадлежащей к Ordo virginum. Разве современный мир не нуждается в людях радикально молитвенной жизни, не оторванных от его преходящей реальности? Мы не просили о посвящении, чтобы предаться тому или иному виду деятельности; мы просили его, движимые радикальной любовью к Иисусу Христу, нашему Жениху.

Посвященная дева должна помнить, что всякая миссия берет начало в глубоком единении с Богом, потому что само по себе посвящение является по преимуществу миссией, апостольским действием (статуты епархии Вальядолид, Испания).

Невозможно яснее сказать: созерцатель в миру – вот кто такая посвященная дева. В ее молитве – славословии, ходатайстве, благодарении – находится место для всех устремлений мира, особенно же для человеческого страдания и спасения душ, дополняя ежедневную молитву о душах в чистилище.

Что же значит «быть созерцателем»? Сам Иисус отвечает нам в разговоре с самарянкой: настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине (Ин 4. 23-24). Поэтому все христиане, поклоняющиеся Богу, действительно призваны к созерцанию.

Служение в духе и истине означает жизнь в созерцании, молитву в созерцании. Более того, сам Иисус научил нас молитве Отче наш, и молящаяся Церковь, Ecclesia orans помогает нам. Посвященная дева, я хочу ясно это сказать, не может быть человеком, отдающимся молитве все время, она скорее должна быть созерцательницей. (…) Молиться всем своим существом, соединяя свои молитвенные намерения с нуждами всей Церкви, не разделяя молитвы и своей обыденной жизни и ежедневных трудов. Созерцательную молитву, дух созерцания нельзя «припарковать» дома, если они неотделимы от личности девы.

Приходят моменты, когда нам очень тяжело поддерживать огонь в нашем светильнике, но давайте не путать ощущение созерцания и жизнь в созерцании. (…)

Да сохранит нас Бог от простоватых и глупеньких объяснений, почему страдают невинные, - эти объяснения никого не убедят и могут вызвать обоснованные протесты.

Наша молитва, если она подлинная, открывает для нас глубокое понимание проблем людей, его не следует путать с терпимостью или самодовольством перед лицом зла, скорее это милосердие и близость, подобные отношению Иисуса к людям. Он не требует, чтобы мы были бесчувственными супергероями. Вспомним Евангелие: все ученики оставляют Его и бегут, когда Он был схвачен в Гефсиманском саду ночью, и Петр отрекается от Него.

Апостольское служение

Мы уже сказали, что посвященная дева стремится уподобиться Небесному Жениху, совершенно предав Ему свою волю. Иисус, ради нашего спасения ставший одним из многих, поселившийся среди людей конкретной эпохи, был таким же, как мы, – во всем, кроме греха. (…) Апостольское и материнское служение посвященной девы является логичным и неизбежным следствием ее молитвенного служения. Сердце девы открыто для всех ее братьев и сестер, прежде всего для бедных, причем слово «бедный» тут не несет социальной коннотации «общественного класса». Наоборот, оно тут имеет самый глубокий смысл, относится ко всем страдающим людям: униженным, выпавшим из общества, безработным, больным, потерявшимся, пожилым, сиротам, вдовам, женщинам, страдающим от насилия и жестокого обращения, бездомным и беззащитным детям, невинным жертвам, потерявшим надежду… Проповедь в Чине посвящения содержит план действий для девы. (…)
Естественной сферой деятельности посвященной девы является ее профессиональная деятельность, какова бы она ни была. Церковное служение не всегда означает ту или иную деятельность в церковных структурах. В нашем случае возникает ложная дихотомия и серьезнейшая ошибка, потому что все наше существо посвящено и отдано на службу Церкви, то есть любая наша деятельность должна быть евангельским церковным служением, начиная с нашей профессии. (…) У Чина дев нет никакой общей апостольской деятельности, предписанной всем. Каждая посвященная дева призвана отдать всю себя тому делу, которое Господь предложит ей исполнить. Сюда же относится и наша профессиональная работа. (…) Мы работаем не только ради пропитания, но также чтобы быть светом для нашего окружения (припомним: наш символ – СВЕТ светильника). Как можем мы иметь в себе созерцательный дух, если мы пренебрегаем нашими обязанностями в винограднике Господнем? Никакого, на котором есть порок, не приносите; ибо это не приобретет вам благоволения (Лев 22,20). Припомним также, что говорили об Иисусе: все хорошо делает (Мк 7,37). Посвященная дева ошибается, сочтя себя почти бесполезной, потому что она не занимается никакой церковной работой, и такие мысли могут вызвать у нее весьма прискорбную фрустрацию. Посвященные девы – это современные женщины, компетентные в том деле, которым они занимаются. Важной становится любая задача благодаря той цели, которую она перед собой ставит: в этом случае, это служение Богу; Богу, который не отделен от мира, но способен нам сопереживать: Отец Мой доныне делает, и Я делаю (Ин 5,17). Иисус из Назарета работал вместе со св. Иосифом, он не был каким-то чудаком, бесчувственным к повседневным заботам и тяжкому труду мужчин и женщин.

Нет профессий, запрещенных для посвященных дев, если эти профессии не становятся препятствием в переживании ее призвания. В Европе есть девы, занятые в медицине, научной работе, преподавании, одна итальянская дева владеет рестораном и не так давно опубликовала поваренные книги, нашедшие позитивный отклик в ее стране, есть и те, кто занят уходом за пожилыми и больными людьми. А что мы скажем об апостольстве больных и инвалидов? Это подлинное «золото», драгоценнейшее в очах Господних. Нужно быть очень мужественным человеком, чтобы, переживая тяжелую болезнь или увечье, неуклонно молиться и доверять Богу.

Папа Римский в своей речи упоминает о важности пребывания у ног Христа по примеру Марии из Вифании, сестры Лазаря и Марфы. А далее он говорит об апостольском служении посвященной девы, начиная от христианского предания. И тут появляется фигура Марфы из Вифании, которую Церковь почитает как деву. Невозможно отделить Марфу от Марии. Св. Тереза Авильская предостерегает своих сестер-кармелиток, что все они должны быть «Марфами», неутомимыми служительницами, а не только Мариями: Марфа служила (Ин 12,2). Есть один очень важный момент, о нем часто забывают, нам же следует помнить: служение Марфы из Вифании носит совершенно созерцательный характер, пусть даже в какие-то моменты она сосредотачивалась на других вещах, и Христу пришлось сделать ей мягкое замечание. Часто мы помним только об исповедании [веры] Петра в Кесарии Филипповой … и забываем исповедание Марфы. Припомним ее исповедание веры – лучшее доказательство того, что действие и созерцание нельзя разделить, если мы не хотим, чтобы наша жизнь превратилась в действие ради действия, противоположное подлинному апостольскому служению.
Иисус приходит в Вифанию. Марфа отвлекается от своей скорби по умершему брату, бежит навстречу ему, покинув собравшихся гостей (чего, заметим, не сделала ее сестра Мария), Иоанн отмечает очень ясно: Мария же сидела дома (Ин 11,20). Когда Марфа встречается с Иисусом, между ними происходит диалог, открывающий глубины скорби этой внимательной женщины, отданной служению. И когда она скорбит, Иисус требует от нее исповедания веры, что она может сделать, только если ее сердце полностью отдано созерцанию. И тогда Марфа, забыв о своей скорби, отвечает Ему: так, Господи! я верую, что Ты Христос, Сын Божий, грядущий в мир (ср. Ин 11,27). Она произносит эти слова, когда брат ее мертв, и сестры, по тогдашним обычаям, пребывали в совершенной оставленности.

Такова настоящая Марфа, созерцательница в действии. Ее исповедание веры показывает всем нам, женщинам, что можно любить и служить, переживая скорбь и беспокойство, даже когда неожиданная смерть близкого нам человека сражает нас. Посвященная дева должна соединить в себе Марфу и Марию.
Церковь не забывает, что посвященной деве придется неоднократно очутиться в одиночестве перед лицом опасности. Поэтому в торжественной молитве посвящения Церковь испрашивает для нее ряд даров, которые сформируют ее (Обряд, п. 25).

Не правда ли, мы заметили, что тут на самом деле для девы испрашивается добродетель благоразумия? Да, именно благоразумия. Эта добродетель ведет и уравновешивает прочие добродетели (ср. Катехизис Католической Церкви, 1806). Припомним притчу о неразумных девах, которых, в конце концов, не допустили на брачный пир. Поскольку посвященная дева живет в миру, ей не обойтись без добродетели благоразумия. Без него вера станет фанатизмом, предавшись милосердной любви, мы перепутаем волю Божью со своей собственной волей. Если вы смиренны, но не благоразумны, вы на самом деле зациклитесь на чужих заслугах, которые покажутся вам проявлениями гордыни ваших ближних. Этот ряд можно продолжать и далее. Итак, без добродетели благоразумия нет вообще никакой подлинной добродетели. Во взаимодействии с другими людьми неблагоразумный человек вызывает конфликты, и никто не стремится с ним дружить или ему доверять.

Пастырское служение

Кроме молитвенного служения, дел милосердия и апостольства в сфере профессиональной деятельности, посвященная дева, как и другие крещеные, может быть допущена ко всем видам пастырской деятельности, которые согласно Кодексу Канонического права доступны для верных мирян. Папа постоянно напоминает нам об участии всех женщин в церковных служениях, которые право закрепляет за мирянами (см. например, апостольское обращение Ecclesia in Europa, 43 или Ecclesia in America, 43 и 45). Епископ Хеа Эсколано в своей книге очень хорошо перечисляет возможности служения посвященной девы:

  • Чрезвычайный служитель Евхаристии
  • В отсутствие священника дева может возглавить молитву собравшихся верных
  • Организация молитвенных встреч
  • Работа в епархиальных пастырских структурах (например, пастырство призваний)
  • Проведение духовных упражнений
  • Участие в конференциях и семинарах по духовности
  • Ответственность за формацию катехизаторов
  • К этому списку можно добавить все прочие виды деятельности, которые ей предложат и в которых она располагает необходимой квалификацией

Так или иначе, следует отметить, что посвященная дева не может требовать, чтобы ее допустили к этим служениям, точно так же эти служения не могут быть ей навязаны. Среди прочего, поскольку она сама зарабатывает себе на жизнь, она нормально занята не менее 8 часов в день. Подумаем, например, об учительнице. Она не только ведет уроки в школе, но и должна отводить время на подготовку к ним, посещать предписанные семинары (в наших условиях занятия в институте повышения квалификации – прим. перев.), нельзя забывать о молитвенной жизни, а зачастую добавляется еще и забота о пожилых родителях. В любом случае, дева – не диакониса, ее посвящение напрямую связано только с молитвенным служением. Но на практике все обстоит куда проще: Церковь нуждается в великодушных и подготовленных людях, так что, когда Церковь предлагает посвященной деве какое-нибудь служение, она берется за него, памятуя о личных и профессиональных обязанностях.

Посвященная дева должна не только бесконечно любить Церковь и пребывать в единстве с ее пастырями, она нуждается и во всесторонней формации, которая бы включала в себя сведения о призвании девы и христианской вере; чем больше ожидания от нее в сфере ее апостольского служения и ее даров, тем большими должны быть ее познания. Епископ Хеа Эсколано выразил это очень точно, написав, что формация (…) должна простираться «от хорошего знания Катехизиса до полного богословского образования». (…)

Хорошая формация и усердная любовь к чтению помогут нам размышлять и распознавать знамения времени. Посвященные девы не были в прошлом, точно так же, как и не являются сегодня глупенькими и наивными существами, которые ни о чем не слышали или всего боятся. Это скорее умные и внимательные женщины, способные определить, что стоит за видимыми и шумными событиями, они знают, что видимость и сущность вещей различаются. (…) Без хорошего образования наша пастырская работа, наше апостольство, другие наши служения не принесут плодов. Наша формация, все равно – глубокая или простая, должна соотноситься с сегодняшним днем, ясно представлять понятия, и отважно противостоять встреченной нами тьме, идеологической или культурной.

Мы трудимся в винограднике Господнем, и вредители не должны портить нежные молодые побеги лоз. В наши дни вредители – это манипуляции СМИ, наркотики, возбуждение компульсивного и иррационального сексуального поведения, искажение фактов о жизни и служении Христа, наконец, «игра на понижение» в отношении любых обязательств. Как мы будем им противостоять, если у нас не будет ни основательного образования и навыка критического мышления, ни напряженной молитвы, «вписанной» в наши жизненные условия? Ловите нам лисиц, лисенят, которые портят виноградники (Песн, 2,15). Для победы в битве нужна верная стратегия: время молитвы в тишине, размышления, детальный анализ событий, призывание Святого Духа и уверенность в окончательной победе Христа.

Богословское содержание Чина посвящения дев

Автор перечисляет нижеприведенные пункты, потому что каждый из них может быть предметом размышления и изучения во время формации, предшествующей посвящению.
1. Посвящение в чине дев – дар Бога Отца.
2. Дева – sponsa Christi и образ Церкви – Невесты Христа, Сына Божия.
3. Посвящение дев происходит действием Святого Духа по молитве епархиального епископа (торжественная молитва посвящения).
4. Пресвятая Дева Мария – наш образец: дева внимательная, дева молящаяся, дева, приносящая жертвы, Дева и Мать.
5. Эсхатологический знак. Мы – не закваска в тесте, но Свет на пути.

Сравнение Чина дев и иных форм посвященной жизни

1. Девы не посвящают сами себя. Их посвящают согласно особому чину. Он не основан на монашеском уставе или статутах. Торжественная молитва посвящения восходит еще к IV веку, чин дев существует во всей Церкви как единое целое.
2. Обряд посвящения (его формы и церемониал) ясно показывает деву как sponsa Christi, деву и невесту Христа.
3. Обязательно вручается обручальное кольцо. Оно – по преимуществу знак супружества. (ср. Чин посвящения дев, п. 8).
4. Это посвящение могут принять только женщины – благодаря обряду посвящения они становятся знаком Церкви – Невесты Христа.
5. Эти женщины никогда не выходили замуж и не находились публично в отношениях, противоречащих чистоте.
6. В Обряд посвящения дев не включены монашеские обеты. Это – точно такое же радикальное и полное следование за Христом (ср. Обращение Папы Римского к посвященным девам).
7. Дев посвящает правящий епископ епархии – явный знак Христа, Жениха Церкви. Дева не посвящает себя сама, точно так же, как и священник не может сам рукоположить себя.
8. Правящий епископ епархии – единственный «настоятель» [для посвященной девы]. Это касается как дев, объединенных в ассоциации, так и дев, которые в такие объединения не вошли. Кроме того, согласно Апостольской конституции Pastor bonus III, 110 – Конгрегации по делам Институтов Посвященной жизни и Обществ Апостольской жизни также принадлежат полномочия в отношении отшельнической жизни, чина дев и ассоциаций дев, точно так же, как и в отношении иных форм посвященной жизни.
9. Посвящение дев – индивидуальное и личное, в соответствии с личными дарами каждой из дев. У дев нет общего апостольского служения, они не обязаны объединяться в какие-то организации или жить вместе с другими посвященными девами. Посвященная дева сама распоряжается своей заработной платой и доходами.
10. «Жизнь в миру» не является существенным элементом этого призвания (в отличие от, например, членов светских институтов). Она, скорее, - условие свидетельства, которое дает посвященная дева в соответствии с кан. 604.
11. Посвященная дева призвана к молитвенному служению. Другие возможности служения, связанные с ее достоинством крещеного члена Церкви, не исключены. Но, будучи посвященной девой, такая женщина должна быть голосом молящейся Церкви – поэтому ей вручают книгу молитвы Часов.
12. Посвящение дев постоянно, его нельзя отменить или повторить.
13. Девы могут участвовать в различных объединениях или жить под одной крышей, если они желают этого, но всегда – под властью епархиального епископа.


Могу ли я стать посвященной девой?
Как найти информацию или библиографию?
I. Первый шаг

Вы можете обратиться к приходскому священнику, вашему духовнику, епископскому делегату по вопросам посвященной жизни или ответственному за посвященных дев. Потом можно попросить познакомить вас с посвященными девами в вашей епархии. Если же в вашей епархии их нет, вы всегда можете найти контактные данные дев из других епархий при помощи священника. Не бойтесь им позвонить или написать.

II. Распознавание призвания

Бывает, что в некоторых епархиях уже существуют какие-то указания или статуты для посвященных дев. В других случаях достаточно бывает устных и (или) письменных указаний епископа. Он распознает призвание кандидатки. Епископ несет ответственность за проверку человеческой и духовной зрелости женщины, просящей о посвящении, - речь идет о ее способности вести в значительной мере одинокую жизнь. Кроме того, требуется, чтобы кандидатка была независима экономически и была способна войти в жизнь церковной общины. Прочие условия перечислены во Введении или Praenotanda Чина посвящения.
Наименование посвященная дева не должно пугать кандидаток – тут не требуется полнота святости, ангельская жизнь или мудрость, подтвержденная академическими званиями. Качества нашей личности могут быть очень ценными и необходимыми для апостольства, которое Господь поручает каждой посвященной деве. Это призвание основывается на горячей любви к Христу. Кандидатки не должны иметь опыта брачной жизни или сожительства. Таково начало. Когда кандидатку допускают к посвящению, перед ней открывается путь формации, по которому она должна идти.

III. Подготовка к посвящению и постоянная формация

Для этого призвания необходима тщательная формация, а именно:
1. Максимально полная информация – призвание, харизма посвященных дев, Обряд посвящения…
2. Соответствующая духовная и богословская формация, согласованная с индивидуальными дарами каждой девы и кандидатки. Не все посвященные девы должны становиться богословами или получать ученые степени, но все они должны быть в состоянии рассказать о своем призвании.
3. Духовное сопровождение (то есть регулярное духовное руководство).
4. Образовательные или формационные встречи.
(…)
IV. Период подготовки

Наше призвание – личное, индивидуальное. То есть время формации будет зависеть от положения и возможностей каждой кандидатки. Невозможно установить единую продолжительность периода подготовки.

V. Иные источники информации

В настоящее время существуют научные работы (диссертации) и обширная библиография, относящиеся к Чину дев.
Вы также можете найти полезную информацию в Интернете. Поисковик (Google, например) и ключевые слова помогут вам найти очень интересную информацию из разных стран, в частности, личные странички отдельных посвященных дев.
Иногда мы слышим, что другие люди называют Чин дев неизвестным призванием. Так ли это? Посвященные девы живут в десятках стран по всему миру, сегодня их более 2 000. Чину дев посвящают диссертации, книги; Интернет изобилует информацией. Нет, для тех, кто живет верой и близок Церкви, эта форма жизни не бывает «неизвестна». Девы не рекламируют себя, они смиренно живут, позволяя Господу одному прикасаться к сердцам и даровать это призвание.

Consecratio и Propositum

I. Посвящение дев.

1. Оно «пассивно» - Бог действует в жизни этой женщины. Служитель обряда – правящий епископ епархии, образ Христа, Жениха Церкви.

2. Дева посвящается торжественной молитвой епископа, он произносит молитву, простирая руки над ней.

3. Ее посвящают как Невесту Христа. Поэтому важным знаком является обручальное кольцо, которое епископ надевает на соответствующий палец женщины, принимающей посвящение.

4. Посвящение называется заветом вечным в проповеди, которую Церковь предлагает в тексте Обряда посвящения в качестве образца. Посвящение не обновляется и не повторяется. Церковь придала Чину посвящения дев черты благословения супружеского союза.

5. Монахини созерцательных орденов (moniales, nuns, mniszki), желающие принять посвящение дев, должны предварительно принести окончательные монашеские обеты (в прошлом их называли торжественными) – заранее или в ходе самой литургии посвящения. Кроме того, они могут использовать Чин посвящения дев, потому что такова древняя традиция их монашеской семьи, или получить на это разрешение компетентных церковных властей.

6. Сам по себе Чин посвящения дев не включает в себя монашеские обеты. Отношения девы, живущей в миру, c ее Женихом – Христом не связаны со стилем жизни, проистекающим из монашеских обетов.

7. С IV века в Церкви были известны 2 вида посвященных дев. Одни из них только произносили propositum; другие же позднее, после испытательного периода принимали собственно посвящение. Все они были девами в Церкви, но лишь вторые из них назывались посвященными девами.

8. Существует требование к кандидаткам – они не должны иметь опыта супружеской жизни или открытого сожительства.

9. Посвящение дев – действие Бога в отношении Его творения. Оно неизгладимо и неповторимо. Власть Церкви «вязать и решить» в этом случае касается только человеческой стороны, решимости человека, его обязательств, выраженных в решении или propositum, или в обетах монахини, добавленных к этому посвящению, но не печати Божьей или ее онтологического значения. Тут мы можем лишь уповать на милосердие Божье.

II. Намерение жизни в чистоте

1. Propositum или решение (ср. иноязычные resolution, postanowienie – решение, затрагивающее глубины личности, в отличие от decision, decyzja – прим. перев.). Речь идет о намерении что-то делать или не делать.
2. Решение понимается «активно» - оно выражает намерение кандидатки, просящей о посвящении.
3. Происходит обновление намерения (propositum) следовать за Христом, живя в совершенной чистоте.
4. Обряд посвящения говорит об этом как об «обновлении намерения (propositum) чистоты», потому что, очевидно, кандидатка уже выражала это намерение в прошлом (может быть, с тех пор уже прошли годы), до посвящения, прося о допущении к предварительной подготовке.
5. Недостаточно высказать обновление намерения или иное обязательство, чтобы считаться посвященной девой согласно кан. 604 и Чину посвящения дев.
6. Кандидатку не посвящают в девы потому, что она выразила propositum, которое не является собственно актом посвящения согласно Чину посвящения дев, но посвящение происходит во время торжественной молитвы посвящения, которую произносит епископ.
7. Решение или намерение (propositum) является публичным и торжественным актом волеизъявления. Оно произносится перед лицом Церкви и принимается Ею (…).
8. Церковь может освободить посвященную деву от обязательств, связанных с выраженным намерением жить в чистоте, если, в будущем, эта женщина уже не может по очень серьезным причинам продолжать жизнь посвященной девы. Точно так же Церковь имела и имеет право освобождать от монашеских обетов, даже и торжественных.

http://consecratedvirgins.org/