Личностная интеграция и девство, посвященное Богу

Соавтор Магалис Агилера, посвященная дева и клинический психолог

Для личностной интеграции необходимо развитие всей личности, то есть тела, интеллекта, воли, социальных отношений и жизни в благодати. Не бывает людей запрограммированных, чья жизнь заранее предопределена. Скорее можно сказать, что человек пользуется единственной и личностной свободой. Хотя некоторые факторы влияют на возрастание любого человеческого существа и, кажется, определяют личность, их можно изменить, если и когда человек хочет помощи и просит о помощи. Человеческая зрелость – это постоянный процесс, в нем нужно осознанно участвовать день за днем; и неважно, в каком вы возрасте.

Человеческую зрелость определяет ряд компонентов. Если наше физические, экономические, интеллектуальные (образование и культура) нужды, свободная воля (способность принимать свободные решения и способность подчиняться из любви), социальные нужды (общество вообще), потребность в общении (семья, друзья, школа), духовные нужды успешно удовлетворяются, мы можем предполагать, что человек будет возрастать и достигать зрелости

Наблюдая различные уровни зрелости, психологи выделили определенные характеристики, свойственные разным этапам человеческого развития. Кратко перечислим их:

Ребенок: тело, мышление, социальные отношения, чувства и духовная сфера – все служит ребенку. Дитя нуждается в безопасности в семье и в обществе. Ребенок не решает за себя.

Подросток: учится давать. Проходит через различные стадии. Даже если подросток получает многое, он призван давать себя самого и открываться для других. Подросток хочет перескочить во взрослую жизнь, но это невозможно, если он сначала не откроет своей личности, не испытает всех ее возможностей благодаря заботе о своем теле, долгим спорам, дружбе, командной работе, выходу за пределы семейного круга и исследованию идеалов.

Взрослый: как дает, так и получает. Важны оба аспекта. Взрослый человек полностью владеет собой и призван любить других людей и достигать на этом пути счастья. Взрослый продолжает получать, но и это служит благу других людей. Каждый день приближает взрослого человека к полноте зрелости – физической, интеллектуальной, эмоциональной и духовной. Понятно, что путь человеческого развития не предопределен, но связан с нашими решениями. Краткие определения каждого этапа развития показывают, что человек не может в полноте стать личностью, не входя в отношения с людьми, играющими важную роль в каждом периоде его жизни, начиная с детства через различные стадии роста. С этим принципом тесно связан тот факт, что в социальной сфере, к какой бы группе не принадлежал человек, он никогда не достигнет полного удовлетворения своих социальных потребностей: у каждой группы есть свои собственные интересы – экономические, профессиональные, политические, медицинские, культурные или еще какие-то. Социальные группы основываются на этих интересах, и, следовательно, по природе своей они нацелены лишь на частичное социальное взаимодействие (в таком взаимодействии нуждается интегрированная, зрелая человеческая личность). Каждое социальное сообщество предполагает принятие и отдачу, но только в одном аспекте интегрированной личности.

Мы охарактеризовали интегрированную человеческую личность и зрелость, теперь пришло время обратиться к вопросу призвания. «Благодать основывается на природе», и духовник или ответственный за формацию должен сознавать, что кандидатка в чин дев, живущих в миру, должна быть зрелой личностью в соответствии с ее хронологическим возрастом. Кроме того, на различных этапах возрастания и развития человека проявляется «готовность», например, «готовность» ребенка учиться читать. Поэтому духовник или ответственный за формацию должен быть внимателен к моменту «готовности», когда кандидатка подготовлена к принятию посвящения в чин дев.

Обратимся в первую очередь к общей концепции призвания – уникального обращения Бога к отдельной личности.

Интегрированная личность знает, что призвание является необходимым компонентом возрастания и зрелости человека. Она должна знать, что Бог призывает ее жить жизнью, которую Бог для нее приготовил. Призвание обращает Бог к человеку, не человек к человеку. Назначение человека – участвовать в служении Христа и уподобиться Ему лично и экзистенциально. Бог призывает, и человек дает ответ миссии, предложенной Богом. Эта миссия ПРЕДЛОЖЕНА, НЕ НАВЯЗАНА; человек волен принять или отвергнуть ее. Призвание Божье обязательно предполагает какую-то миссию, какую-то временную деятельность в земной жизни (даже созерцательная жизнь или жизнь в страдании и неподвижности связаны с «трудом», вкладом в созидание Тела Христова через молитву и покаяние). Эта временная миссия – дело конкретного человека там и тогда, где он живет. Миссия, «труд», который человек призван исполнить, имеют два измерения – время и вечность, такова ее вечная идентичность и миссия в истории спасения.

Призвание – это не одностороннее действие. Быть человеком – значит быть призванным Богом внести свой вклад в историю спасения. Сознательно принимая это, человек постепенно открывает свой собственный способ ответить призванию, пока Бог не станет центром его жизни. В призвании можно выделить три момента:

1. Призвание Божье – плод Его любви

2. Человеческий ответ: свободный, осознанный, в благодарении.

3. Бог предлагает (не навязывает) человеку миссию. Человек свободен в ее осуществлении.

Внутренние и внешние знаки бесспорного призвания:

1. Внешние обстоятельства благоприятствуют человеку, принимающему призвание. Его возможности показывают, что он может принять на себя эту миссию и довести ее до завершения.

2. Человек явно располагает объективными и субъективными дарами, что показывает ему – он может исполнить миссию, к которой, как он чувствует, он призван. Если Бог призывает кого-то к особому служению, Он дает и особые дары, необходимые для совершения этого служения. Плодом единения с волей Божьей является мир.

Когда человек воспринимает конкретное призвание, Бог постепенно открывает ему это в обстоятельствах будничной жизни. Человек, как интегрированная личность, отвечает: бытие человеком предполагает процесс постепенного возрастания (телесного, социального, психологического, духовного), пока он не достигнет своей идентичности. Христос указывает и подтверждает Свою волю через обычные пути в Его Церкви.

Подводя итоги, духовник или ответственный за формацию кандидатки в чин дев, живущих в миру, должен распознавать, что в кандидатке присутствуют необходимые компоненты. Она должна достичь личностной зрелости – внутри себя и в отношениях с другими людьми. Базовые человеческие потребности должны быть удовлетворены. Интеллектуальное развитие должно соответствовать возрасту, и человек должен желать постоянного возрастания и обучения. Кандидатка должна быть в состоянии принимать решения и осуществлять их. Наконец, она должна быть способна выразить тот факт, что Бог ее призывает, а не она сама подражает или копирует кого-то призванного, что она не стремится «убежать» от какой-то ситуации, что она не демонстрирует агрессивные поиски «своего собственного пути». Человек, получивший определенное призвание должен желать больше узнать об этой форме жизни, в период формации, чтобы приготовиться к этому служению, и желать неустанно возрастать в призвании, даже после окончательного выбора. Посвящение дев для женщин, живущих в миру, обычно проявляется как призвание, которое женщина должна развивать. Это не призвание «пойдем, посмотрим». Когда аутентичность призвания подтверждена епископом, допустившим женщину к посвящению в чин дев, такая кандидатка смиренна, ее отношение – это «свежесть невинности», а не «наконец я этого достигла!»

http://consecratedvirgins.org/