Христиане в Сирии

В прошлом году «арабская весна» пришла и в Сирию. Башар Асад, президент Сирии, и его правительство подготовились к мирным протестам. Асад дал своим вооруженным силам полную свободу действий в подавлении протестов – это привело к эскалации насилия. По оценкам ООН, на момент написания статьи число погибших достигло 9 000 человек. Специальный представитель ООН Кофи Аннан в настоящее время занимается поиском мирных путей разрешения конфликта. По мере продолжения противостояния между правительством Асада и протестующими вопрос религиозных преследований христиан все более заботит церковных лидеров этого региона.

National Catholic Reporter провел интервью с Иссамом Бишара, региональным директором (Сирия, Ливан, Египет) Католической Ассоциации Помощи Ближнему Востоку (Catholic Near East Welfare Association's, сокращенно CNEWA). Офис г-на Бишара находится в Бейруте, столице Ливана, он сотрудничает с CNEWA с 1987.

Во время гражданской войны в Ливане и войны между Израилем и движением Хезболла г-н Бишара занимался ливанским проектом CNEWA. Тогда удалось создать эффективные программы оказания помощи в чрезвычайных ситуациях и программы восстановления страны. Эти проекты были поддержаны Американским Агентством Международного развития (U. S. Agency for International Development) и Конгрегацией Восточных Церквей. В 1999 г. Папа Иоанн Павел II произвел Бишара в рыцари св. Григория.

Принимая во внимание положение в регионе, интервью проводилось по электронной почте. Для большей ясности и краткости текст был подвергнут незначительным сокращениям. В конце материала приведен редакционный комментарий относительно христиан в Хомсе.

NCR: Каково нынешнее положение сирийских христиан, составляющих порядка 10 % населения страны?

Бишара: В Сирии большинство христиан не живут в каких-то зонах компактного проживания, они скорее рассеяны по всей стране, что делает их положение еще более уязвимым. Так или иначе, в настоящее время, за исключением христиан в городе Хомс, большинство христиан остаются в своих общинах и в своих домах. Но как нам стало известно из различных источников, христиане подыскивают безопасные места для своих семей на случай развития событий и распространения военных действий (сценарий, который разыгрывается сейчас в Хомсе) на всю территорию Сирии.

Христиане в Сирии сейчас находятся в трудном положении. Если они поддержат оппозицию, они станут мишенью для правительственных войск, если же они поддержат Асада, а его режим падет, они могут превратиться в противников нового исламистского режима. Как же себя ведут христиане в этом конфликте?
В течение этого конфликта большинство христианских лидеров, представляющих различные обряды и конфессии, выражали свою обеспокоенность эскалацией насилия и возможными последствиями этого для меньшинств. Они призвали свои общины сохранять спокойствие и избегать вовлечения в конфликт на любой стороне (против режима Асада или против оппозиции – все равно).

Но в первую очередь христиане глубоко озабочены плодами «арабской весны» в странах, где она расцвела. Политическая жизнь там сейчас окрашена в более фанатичные тона, равноправие для христиан отсутствует. Даже в Тунисе, где предыдущий политический режим был основан на совершенно светских принципах, эта традиция насчитывает больше 50 лет, к власти пришло происламистское правительство. Весной 2012 г. там прошли многочисленные демонстрации под лозунгами установления исламского государства.

Войска правительства Асада специально бьют по христианам?

Нет. Напротив, повсюду, где правительство контролирует ситуацию, христианские общины все еще остаются под его защитой. Проблема возникла в Хомсе, когда оппозиционеры и исламисты захватили контроль над частью города (квартал Баб Амро), и погибли около 200 христиан. Тревогу также вызывает терроризм – террористы могут бить по любой цели, в частности по офицерам-христианам и их общинам.

Город Дамаск – исторически важное место. Для христиан он имеет и религиозное значение. Город славился толерантным отношениям к религиозным меньшинствам. Это отношение сохраняется или же положение христиан ухудшилось в ходе этого конфликта?

Дамаск и Алеппо, два крупнейших сирийских города, остаются сравнительно безопасными местами, контролируемыми правительственными войсками. Все христиане в этих городах могут свободно и регулярно практиковать свою веру.

В феврале 2012 в ходе боев в Хомсе пострадала старинная церковь Девы Марии. Вы могли бы рассказать об этом подробнее?

Церковь Богородицы, где хранится Ее чтимый пояс, находится в так называемом «Старом городе» в Хомсе. При этой церкви находится резиденция архиепископа Хомса (Сирийская православная церковь). Большинство церквей и административных зданий других христианских общин находятся в той же части города (кварталы Хамидийя, Бустан-эль-Диван и др.). Этот район стал ареной военных столкновений между ополченцами и правительственными войсками. В ходе боев ополченцы использовали церкви и христиан как щит, чтобы защититься от обстрела. Также важно отметить, что некоторые иконы в церквях были испорчены оппозиционерами. [примечание: на эту тему читайте: Church fears 'ethnic cleansing' of Christians in Homs, Syria [2]]

Когда бои становятся столь интенсивными, многие люди покидают дома, чтобы укрыться в более безопасных местах. Что Вы могли бы сказать в этом контексте о христианах, особенно о христианах в Хомсе и окрестностях? Если они эвакуируются, где христиане ищут убежища?

Хотя получить точные данные с места событий достаточно трудно, наши последние сведения показывают, что до начала боев в Хомсе проживали примерно 1500 христианских семей (мы говорим о представителях всех христианских общин). В марте 2012 г. ополченцы отошли из квартала Баб Амро, ситуация на момент выхода в свет интервью оставалась крайне напряженной. Гражданские лица попадали под огонь снайперов, в городе были отмечены акты мародерства.

Одна монахиня сообщила нам в конце марта, что 500 семей в начале боевых действий покинули свои дома и бежали в Тартус и Дамаск. Теперь они вернулись и обнаружили, что их дома и другая собственность были разграблены или конфискованы. Семьи, решившие остаться, живут в постоянной опасности, в страхе и бедности. Подавляющее большинство этих людей не могут выходить из дома из-за огня снайперов. Конечно же, у них нет сегодня никаких источников дохода. Единственная причина, по которой они остаются в Хомсе, - это желание сохранить свое имущество и отсутствие возможности уехать куда-то еще.

Могут ли христиане практиковать свою веру и участвовать в таинствах во время обострения конфликта?

В старом городе в Хомсе нет ни одной церкви, где совершались бы богослужения. Большинство христиан бежали из этого района. Для тех немногих, кто остался, даже выход из дома за хлебом или лекарствами несет опасность. То есть – эти семьи в настоящее время по соображениям безопасности не могут вести литургической жизни. Но в других районах Хомса и в Сирии в целом люди практикуют свою веру, как обычно.

Опишите, пожалуйста, как выглядит в настоящее время деятельность священников и монашествующих в Сирии.

Во время текущего кризиса христиане находили убежище в своих церквях. Священники и монахини выполняют сейчас огромные задачи: есть пастырская работа, которой они должны заниматься, кроме того, есть социальная работа – определить самых нуждающихся, найти необходимые средства, обеспечить их предметами первой необходимости, чтобы они могли выжить в это кризисное время. И более того, они должны подражать Христу, Пастырю Доброму, ведущему стадо Свое во время испытаний.

Принимая во внимание нынешний экономический кризис и суровые погодные условия, каковы текущие нужды сирийских христиан и перемещенных лиц?

Уже более года ухудшается политическая обстановка в стране, жизнь становится все опаснее, и это сильно бьет по сирийцам вообще, и по христианам в частности.

Курс местной валюты на черном рынке неуклонно снижается (примерно 97 сирийских фунта за $1 – официальный курс при этом 52 сирийских фунта за $1). В туристическом секторе большинство фирм теряют прибыль или даже закрываются. Наконец, экономические санкции запрещают экспорт любых сирийских товаров и перевод твердой валюты в Сирию – это напрямую отражается на ежедневной борьбе бедных сирийцев за кусок хлеба.

Большинство сирийских христиан принадлежали к среднему классу, удовлетворение основных нужд их семей зависит от регулярной работы. Более того, положение семей, потерявших свои дома и вынужденных искать убежища в других районах страны, еще хуже.

По Вашим оценкам, какие денежные средства необходимы для финансовой поддержки христианских семей в Сирии?

Мы рассчитываем оказывать помощь 1 000 самых нуждающихся семей в течение 6 месяцев ($100 в месяц на семью). То есть стоимость всего проекта составит примерно $600 000. Эти деньги будут потрачены на следующие виды деятельности:

• Распределение 6 000 продовольственных пакетов ориентировочной стоимостью $40 за штуку.
• Распределение детского питания и подгузников для 150 младенцев.
• Распределение медикаментов и расходы на экстренную госпитализацию.

Мы встречаем сообщения о том, что гуманитарные организации не получают разрешения на работу в Сирии. Многие беженцы-мусульмане получают помощь от мусульманских организаций, а также от Саудовской Аравии и Катара. Что можно сделать в Сирии, чтобы христиане получили помощь?

По нашим данным, большинство товаров первой необходимости все еще можно купить в Сирии, на местном рынке. Если у нашего отделения в Бейруте будут необходимые средства, мы можем сделать заказы, а формированием продовольственных пакетов можно будет заняться на месте.

Какова роль Вашей организации в помощи христианам в Сирии?

Мы предлагаем проект помощи, согласно которому CNEWA/Папская Миссия берут на себя координацию действий различных общин и церквей по следующим причинам:

• Международные экономические санкции против сирийского режима продолжают действовать. В этой ситуации Ливан – единственная возможность направить в Сирию какую-либо экстренную помощь.
• Отделение CNEWA в Бейруте поддерживает очень хорошие отношения со всеми восточными церквями (католическими и православными), работающими в Сирии. Кроме того, опыт 15 лет координации работы со всеми этими церквями позволяет отделению CNEWA в Бейруте беспристрастно работать, помогая самым нуждающимся и страдающим семьям без какого-то разделения и дублирования действий.
• Сотрудники CNEWA в Бейруте могут осуществлять мониторинг проекта и готовить промежуточные и итоговые отчеты по проекту. Несмотря на эскалацию насилия в Сирии, большинство пограничных переходов остаются открытыми, и по крайней мере две дороги пока еще безопасны: дорога берегом моря в Тартус (большинство населения города – алавиты, и там не были отмечены военные действия), и главная трасса на Дамаск.

Вы могли бы описать схему – как помощь от жертвователей в США может быть безопасно доставлена нуждающимся христианам?

Наше отделение в Бейруте будет получать все пожертвования, а также списки и просьбы помощи от сирийских церквей. CNEWA согласует все имена, чтобы избежать дублирования, после чего фонды будут перечислены должным образом общинам в Бейруте. Все заказы товаров будут делаться на месте в Сирии, распределением помощи будут заниматься церковные общины. Наша организация будет отвечать за документацию и счета, а также подготовит промежуточные и итоговые отчеты.

Если бы мы могли заглянуть в будущее, по Вашему мнению, падет ли правительство Асада, как мы видели это в других странах?

Я согласен с анализом доктора Джошуа Ландиса, директора Центра ближневосточных исследований Университета Оклахомы (см. syriacomment.com [4]), который считает, что режим Асада может просуществовать самое большее до 2013 г.

Если режим Асада падет, кто заполнит вакуум власти и возьмет на себя руководство страной? Как смена власти повлияет на сирийских христиан?

Принимая во внимание демографическую ситуацию в Сирии (более 80 % сирийцев – мусульмане-сунниты) и общую направленность движений «Арабской весны», когда Братья-мусульмане и салафиты – это единственная организованная политическая сила, способная и готовая заполнить вакуум и прийти к власти демократическим путем, мы можем быть уверены, что та же модель может быть воспроизведена и в Сирии.

[Том Галлахер на регулярной основе сотрудничает с NCR]
Чтобы больше узнать о христианах на Среднем Востоке см.:
http://ncronline.org/news/global/christians-syria-struggle-amid-violent-...
Links:
[1] http://ncronline.org/users/tom-gallagher
[2] http://latimesblogs.latimes.com/world_now/2012/03/church-fears-ethnic-cl...
[3] http://www.mepc.org/journal/middle-east-policy-archives/syrian-uprising-...
[4] http://syriacomment.com/
[5] http://www.cnewa.org/web/mideastchristians
[6] http://www.fides.org/aree/news/newsdet.php?idnews=31262&lan=eng

На фото: сирийская девочка зажигает свечу в церкви св. Феклы в Маалуле (это последний город в Сирии, население которого до сих пор говорит по-арамейски). Большинство населения Маалулы составляют христиане, в городе находится монастырь св. Феклы с ее почитаемыми реликвиями (фото: CNEWA/Sean Sprague)

Published on National Catholic Reporter (http://ncronline.org)
Mar. 29, 2012
Tom Gallagher