Ужасная участь коптов-христиан в Египте

Автор книги «Почему в мире убивают христиан – новая христианофобия» (изд. Maxima), Александр дель Валле (Alexandre del Valle) анализирует трагическое положение коптов в Египте после антикоптских погромов, вновь прокатившихся по стране.

В прошлую субботу (исходная статья датирована 18 мая 2011 - прим. пер.) копты вновь стали мишенью антихристианских погромов. Около ста исламских фанатиков окружили Имбаба, населенный коптами бедный квартал в западной части Каира. Противостояние между христианами и мусульманами стоило жизни десятку человек, около 100 были ранены.

Все началось, когда салафитские религиозные лидеры (в течение многих лет питающие ненависть к христианам и дурным мусульманам, которые должны быть устранены) обвинили коптов в том, что они начали стрелять, и собрали толпу вооруженных фанатиков вокруг христианского квартала, осадив магазины, расположенные поблизости церкви св. Мины и Девы Марии, дома христиан. Армия и полиция пытались рассеять толпу, применив слезоточивый газ, но столкновения продолжались много часов, зачастую при попустительстве стражей порядка и военных.

Как утверждают атакованные христиане, силы правопорядка не пытались разоружить толпы исламистов и на самом деле противостоять им, несмотря на неоднократные обращения и просьбы о защите, которые напрасно подают христиане-копты, регулярно получающие угрозы и подвергающиеся нападениям. Вследствие этого копты вынуждены защищать себя в одиночку, привычный сценарий в Египте, где салафисты регулярно нападают на коптов, истинных козлов отпущения и «внутренних врагов», с которыми надлежит бороться.

О. Эрмина утверждает, что пятеро коптов погибли, сопротивляясь вооруженным исламистам. Однако египетские власти сообщили, что шестеро мусульман были убиты христианами, отражавшими нападение.

«Похищение»

Неважно, сколько и с какой стороны погибло людей, ведь гибель каждого человека – это трагедия. Но одно очевидно – копты-христиане в своем квартале, в своих храмах снова подверглись нападению вооруженных исламистов, исполненных ненависти, с криками «Аллах-у-акбар» несущих огонь и кровь на улицы и в храмы, чтобы ликвидировать коптов, в то время, как силы правопорядка бездействуют.

Чтобы обосновать свою ненависть и нападения на христиан в Египте, исламисты уже не один год распространяют слухи столь же лживые, сколь и неприемлемые: будто бы копты несут коллективную ответственность за «похищение двух мусульманок», на самом деле коптских христианок, жен коптских священников. Камиля Шехата и Вафа Константин, как утверждается, стали мусульманками и удерживались как «пленницы» в различных коптских церквях и монастырях. Их «похищение», никогда не признанное властями, подливает масла в огонь взаимоотношений христиан и мусульман в Египте и даже во всем арабском мире.

В деле «мусульманок, похищенных коптскими монахами», можно говорить о следующих фактах. Две женщины, христианки, а не мусульманки, поссорились со своими мужьями и покинули семейный очаг. Госпожа Константин сделала это 7 лет назад, а госпожа Шехата в 2010 г. Их «обращение в ислам», никогда не подтверждавшееся из достоверных источников, было вынужденным, чисто формальным и связанным с юридическим статусом христиан в Египте. Коптская Церковь, как и Церковь католическая, не признает развода и не расторгает браков. В то же время египетское законодательство, проникнутое духом шариата, развод разрешает. Это означает, что для получения законного развода христиане зачастую притворяются, изображая переход в ислам, чтобы, перейдя в мусульманскую юрисдикцию, получить развод. Но никто не ведется на такой обман, и сами исламисты отлично знают, что даже если факт перехода в ислам и можно было бы доказать, обращение двух этих женщин не имело бы никакого религиозного значения – это лишь предлог.

Что же касается похищения, которое никогда не было удостоверено властями, две супруги коптских священников, покинувшие семейный очаг, перед «исчезновением» были водворены домой египетской полицией. Как утверждают копты, женщины, напротив, были похищены мусульманами. Добавим, что с начала этого дела, ни одна из упомянутых женщин не появилась на публике, чтобы подтвердить ту или иную версию.

Аль-Каида, террористическая организация покойного Бен Ладена, раскручивает это дело с октября 2010, объявив, что за «унижение мусульманок, похищенных коптами» следует «отомстить», и это оправдывает убийство христиан во всех исламских землях.

Ежегодно тысячи коптов покидают Египет

Все же эти слухи ни в коей мере не оправдывают агрессии и нападений на коптов и на христианские церкви, которые регулярно совершаются в Египте. Они становятся результатом длительной серии христианофобских преследований и актов насилия, совершаемых зачастую совершенно безнаказанно или даже при попустительстве армии и полиции. Они представляют собой практическое применение постоянных уроков ненависти к не-мусульманам, которые становятся все более заметными в Египте, где власти закрывают глаза, а Братья-мусульмане и радикальные салафисты в течение десятилетий разлагают общество и разжигают фанатизм в народных массах.

Сегодня (статья написана в 2011 г.) предпоследний антихристианский погром в Египте, произошедший вскоре после отставки президента Хосни Мубарака в феврале 2011 г., унес жизни 13 человек. И в этот раз под предлогом «похищенных коптами» христианок, принявших ислам, радикальные исламисты осадили, а позднее сожгли коптскую церковь. Бесконечный крестный путь египетских коптов продолжается. Копты, становящиеся жертвами дискриминации, постоянных нападений, издевательств, унижения и убийств, ежегодно тысячами покидают Египет. Их предки населяли эту землю в течение многих веков, задолго до прихода арабских завоевателей. Теперь им дают понять, что они должны обратиться в ислам или же покинуть свою страну – египетские христиане, в большинстве своем принадлежащие к коптской православной церкви, постоянно становятся мишенью более-менее спонтанных «погромов» (как, например, в Верхнем Египте в 2000 г., в Александрии в 2005 г., или на рубеже 2010-2011 гг.).

Египет еще не сталкивался с подобной волной межрелигиозного насилия, столь интенсивного и несущего угрозу христианам. К дискриминации при занятии постов на государственной службе добавляются религиозный радикализм и убийства. Первые значительные антикоптские погромы и нападения на христиан в Египте произошли в 1980-х годах. К ним подстрекали диссидентские исламистские группы Братьев-мусульман, как, например, Джамаа Исламийя, стоявшая у истоков сети Аль-Каида: насильственное обращение в ислам в сельской местности, карательные группы в христианских деревнях, разграбление лавок и предприятий, репрессии против церковных общин, позволивших себе колокольный звон, нападения на мирян и монашествующих, похищения девушек-христианок…

Мусульманские либералы также становятся жертвами в атмосфере ненависти и радикальной реисламизации. Вспомним важнейшие нападения и погромы за последние 20 лет.

4 мая 1992 г. в Маншиет-Насер, деревне в Верхнем Египте были убиты 13 христиан. Как утверждалось, это был акт возмездия за убийство мусульманина в марте 1992 г. (он был убит в ссоре при продаже дома).

12 февраля 1997 г. отряд исламистов совершил нападение на церковь в Абу Куркас в Верхнем Египте. Погибли 9 мирных жителей (все они были коптами).

3 января 2000 г. в деревне Аль-Кошех в Верхнем Египте были убиты 20 христиан.

Таковы самые кровавые столкновения между мусульманами и христианами в Египте в последние годы.

14 апреля 2006 г. рабочий-мусульманин, которого власти назвали «неуравновешенным» напал на три церкви в Александрии. Погиб копт 78 лет.

В ноябре 2007 г. в селении Маншат Амру Марказ Аль-Фашн 150 хрристианских семей молились в своем храме, отремонтированном с соблюдением всех требуемых формальностей. Мусульмане бросили в дома христиан самодельные зажигательные бомбы, были выкорчеваны даже деревья на полях, принадлежащих коптам, под тем предлогом, что эта земля – «исламская земля, на которой христианам запрещено строить свои церкви»… Вместо того, чтобы встать на защиту прав собственности, Служба безопасности действовала в пользу мусульман и арестовала коптов, включая и приходского священника. Полиция и судья исходили из заявления старосты этой деревни, утверждавшего, что христиане сами поджигали церковь, чтобы «несправедливо» обвинить мусульман…

31 мая 2008 г. нападение на монастырь в Малауи, в Верхнем Египте, унесло жизни 4 коптов, в том числе двух монахов. Еще три человека были ранены при стрельбе, трое других незаконно взяты под стражу той же ночью. В мае 2009 г., когда православные копты праздновали Пасху, в Наг-Хаммади, на юге Египта, были убиты трое коптских юношей. Но вместо того, чтобы арестовать и наказать виновных, в феврале 2010 г. Служба безопасности Египта арестовала около 100 коптов, чтобы вынудить коптскую общину просить о прекращении гражданских и уголовных дел против лиц, нападавших на христиан…

В ночь с 6 на 7 января 2010 г., когда православные в Египте праздновали Рождество, 7 коптов были убиты на выходе из церкви Маар-Гиргис, в Наг-Хаммади (40 км от Луксора), группой из трех исламистов, подъехавших на автомобиле. По обыкновению, судебный процесс над тремя обвиняемыми (личности которых удалось быстро установить) был отложен, и к страданиям от потери близких прибавилась несправедливость. Вместо того, чтобы провести детальное расследование и успокоить боль коптской общины, выражавшей свой протест, власти отказались признать религиозный характер произошедшего, описывая его, как «кровную месть», «дело чести» - частый случай в Египте.

Так родилась и черная легенда о так называемом «насилии над мусульманкой», совершенном будто бы коптским подростком в 2010 г. Это «унижение» должно было бы «объяснить» месть, совершенную убийцами – как будто одно насилие оправдывает другое. Сегодня известно, что юноша хрупкого сложения, которому на тот момент было не более 12 лет, никогда не нападал на молодую женщину, физически более сильную, чем он. Хотя трое убийц и были осуждены в январе 2011 г., слухи, демонизирующие христиан – «насильников», «оскверняющих» честь мусульманских женщин, продолжают циркулировать.

24 ноября 2010 г., в Гизе, группа православных коптов вышла на демонстрацию протеста против незаконного решения местных властей приостановить строительство церкви. Манифестация была подавлена совместными усилиями местной полиции и исламистов. Напомним, что в Египте для строительства нового культового здания необходимо получить специальное разрешение на строительство, которое дается христианам лишь в редчайших случаях. Столкновения при разгроме демонстрации христиан стоили жизни двум коптам.

Между сопротивлением и изгнанием – перед лицом убийств, нападений и запугивания

Прошло немного времени, и в новогоднюю ночь 2011 года перед церковью свв. Марка и Петра (Аль-Киддиссин) в Александрии погиб 21 человек (этот акт насилия наряду с антихристианскими нападениями в Багдаде несколькими месяцами ранее стал наиболее освещенным в СМИ). Весь мир смог задуматься над трагической судьбой христиан в Египте, долгое время замалчиваемой в западных СМИ. Нападение могло быть еще более кровавым: в богослужении участвовали около 1000 верующих. Оно должно было стать вдвойне символическим, ведь под прицелом были Новый Год, символ западного календаря, и «христианские» праздники. Как и сам город Александрия – древний космополитический центр, где родились первые христианские общины в стране, где многие годы жили в мире люди, принадлежащие к различным общинам: греки, евреи-сефарды, французы, итальянцы, армяне соседствовали тут с мусульманами. Но на фоне войны в Ираке, где начиная с 2010 г. Аль-Каиду обвиняли в чрезмерном пролитии мусульманской крови, эта организация стремилась укрепиться, призывая к уничтожению христиан – козлов отпущения, «агентов» американских «империалистических крестоносцев». Здание, ставшее мишенью в новогоднюю ночь 2011 г., было упомянуто. Напомним также, что в Александрии погромы происходят ежегодно. В частности, храм свв. Марка и Петра в Александрии подверглась нападению в апреле 2011 г., когда мужчина, вооруженный ножом, заколол трех верующих, выходивших после литургии. Преступник, известный полиции, нападал и на другие церкви в городе с криком «Аллах-у-Акбар». Но, по обыкновению, официальная версия настаивает на «неуравновешенности» преступника.

Вспомним также, что, сразу после новогодних нападений, в Каире произошли столкновения между демонстрантами-христианами, протестовавшими против прекращения строительства церкви, признанного «незаконным» (квартал Аль-Омранейя, г. Гизе), и силами специального назначения. 23 февраля 2011 г. в деревне Шотб, на юге страны, был найден мертвым в своем доме коптский священник Абуна Дауд Бутрос (ему нанесли 22 удара ножом, после чего отрезали голову). Свидетели видели мужчин, выходивших из его жилища с криками «Аллах-у-Акбар». На самом деле, напряжение сохранялось в течение двух лет, после того, как копт-мирянин был обвинен в «святотатстве» в отношении исламской религии, что привело к ожесточенным столкновениям с мусульманами. Спасая себя, упомянутый копт заявил, что действовал под влиянием своего приходского священника, отца Дауда Бутроса. Угрозы священнику публиковались на исламистских сайтах, его обвиняли в «прозелитизме по отношению к мусульманам». Нетерпимость достигла высшей точки, когда, несмотря на мученичество зарезанного священника, мусульманские юноши напали на местного губернатора, посмевшего прибыть на похороны и выразить свои соболезнования перед погребением.

Арабские революции – участь христиан не меняется к лучшему

Падение режима Хосни Мубарака не принесло ничего хорошего христианам в Египте. Армия взяла власть в свои руки, но копты по-прежнему не чувствуют себя в безопасности. Вскоре после ухода вождя, с 15 по 23 февраля 2011 г., египетские вооруженные силы по приказу новой власти, рожденной либерально-демократической революцией, так быстро реквизированной, дважды нападали на древнейшие монастыри. В их числе был монастырь св. Бишой (V век), расположенный в 110 км от Каира, располагающий бесценными коптскими иконами и рукописями. Солдаты обстреляли монастырь из тяжелого вооружения, среди монахов и рабочих монастыря были раненые. Четыре человека были арестованы – трое монахов и адвокат-копт, занимавшийся предыдущим нападением.

В то же время монастыри подвергались нападениям злоумышленников, на просьбы о защите, обращенные к вооруженным силам, в ответ было получено предложение защищаться самостоятельно. Напуганные монахи стали строить ограду, чтобы защититься. В еще более древнем монастыре Св. Була, на Красном море (IV век), египетские военные напали на трех монахов, а позднее снесли ограждение, закрывавшее вход в монастырь. 13 февраля 2011 г. пятеро беглых преступников ограбили монастырь, после чего о. Бутрос Анба Булла, настоятель общины, решил построить ворота и ограду для защиты обители.

На самом деле, коптские монастыри получили ясное сообщение: есть только один способ спастись от опасности – покинуть монастыри, покинуть Египет, где христиане не могут ремонтировать культовые здания, не могут их строить, не могут защитить себя от нападений и не находятся под защитой сил правопорядка.

Погромы и убийства безнаказанно продолжаются

9 марта 2011 г. произошли новые, куда более мощные антихристианские погромы, спровоцированные исламистскими активистами. В бедных кварталах Мокаттам и Кала в Каире около 10 коптов погибли и более 120 получили ранения. Эти акты насилия окончательно показали, что в Египте насилие, направленное против христиан, - это не плод «иностранного заговора». Его совершают египтяне, охваченные христианофобией, похожей на волну антисемитизма, в результате которой в 1950-х годах египетские евреи, жертвы подобных погромов, были вынуждены покинуть страну. Нападения на коптов начались вечером 9 марта 2011 г., когда 500 демонстрантов-коптов из Маншиер Наср (Города мусорщиков), находящегося рядом с монастырем, готовились принять участие в сидячей забастовке, проходившей перед зданием египетского телевидения в Каире с 5 марта. Ее участники протестовали против того, что армия, придя к власти, не сдержала обещания, данного коптам – восстановить коптскую церковь Аль-Шахидайн, в Суль (церковь была умышленно подожжена), под предлогом, что мусульмане постоянно устраивали там демонстрации. Копты, зачастую несшие большие деревянные кресты и обвинявшие местных мусульман, которые подожгли церковь, в желании построить на ее месте мечеть, были атакованы 15 000 мусульман из соседних районов, располагавших автоматическим оружием. Отчеты в мировой прессе, в которых шла речь о 10 погибших в «столкновениях между мусульманами и коптами», были чистой дезинформацией, так как ни один из нападавших мусульман не был убит, в то время, как все убитые были коптами, ставшими мишенями для исламистов, находившихся под защитой армии.

О. Абрам Фахми, священник из монастыря св. Симеона Таннерского в Мокатам, говорит, что в пригороде Каира египетская армия без колебаний применяла против коптов боевые патроны. Исламисты сначала забрасывали монастырь зажигательными бомбами. Копты задержали пять человек и заперли их в монастыре, чтобы передать полиции. Были сожжены 8 домов и 20 мусороперерабатывающих предприятий, принадлежащих коптам, а также 30 мусороуборочных машин.

Сначала в коптов кидали камни, потом пришла очередь бутылок с зажигательной смесью и боевых патронов. Как утверждают свидетели, копты обратились к армии. К 15.00 на место событий прибыли 10 танков. Сначала военные не вмешивались, позднее стреляли в воздух и в коптов. Прокурор Анвар Абу Вагих Саад, отвечая на вопрос радио Free Voice, сказал, что солдаты применили боевые патроны и защищали нападавших исламистов, укрывавшихся за танками, вместо того, чтобы спасать жертв нападения с коптской стороны…

Другим проявлением антикоптских настроений, заметным на уровне «нормального» населения, стал тот факт, что после оказания пострадавшим первой помощи в монастырской амбулатории раненых пришлось доставить на частном транспорте в различные больницы пригородов Каира – мусульманские водители машин «скорой помощи» отказались их перевозить…

Рост дискриминации и угроз в адрес древнейших христианских общин

Некогда коптская община процветала, ее члены активно участвовали в политической жизни страны. Теперь копты, потомки древних египтян (многие буквы коптского алфавита происходят от египетских иероглифов) все более и более превращаются в чужаков в своей собственной стране. В парламенте они представлены лишь тремя депутатами. В течение 20 лет они тщетно требовали принять закон, который устанавливал бы единые нормы для всех зданий культового назначения, как мусульманских, так и немусульманских. Система народного образования подверглась тотальной исламизации с 1950-х годов, христианская история и вклад коптов замалчиваются.

Что еще хуже, египетские учебники не представляют детям ценности толерантности и гражданственности, они, как и общественное телевидение, распространяют ксенофобские штампы, клеймя евреев и христиан, приспешников «сионистов» и «заграницы». Немногочисленные христианские миссионеры, которым удается получить разрешение на въезд в страну, демонизируются и получают угрозы. Поэтому их деятельность сводится к чисто социальным проектам во избежание всяческого прозелитизма, если они хотят избежать проблем. Египетские христиане страдают от двух дискриминационных норм, зафиксированных законодательством (в духе шариата): строительство культовых зданий связано с необходимостью получать соответствующие разрешения (они даются крайне редко) и издевательскими правилами (в частности, минимальное расстояние от мечети), а также различие «личного статуса» для христиан и мусульман. Это означает, например, что браки между мусульманами и христианами возможны лишь при условии обращения христианской стороны в ислам. Итак, любые нежные отношения между молодыми людьми различного вероисповедания вызывают напряжение и даже акты насилия.

Кроме того, дискриминация проступает явным образом в сфере образования и трудоустройства. Христиане не могут изучать некоторые университетские курсы (в частности, гинекологию), студентов-христиан оценивают более строго, чем мусульман. Христиане не могут занимать руководящие должности и ответственные посты. В армии они не могут стать офицерами. Нет никакой политики «интеграции» христиан. Скорее демонстрируется намерение исключить их из исламского общества. Обучение ненависти: сделать Египет страной «christianfrei» («свободной от христиан», по аналогии с нацистским идеалом Европы, свободной от евреев и цыган – прим. перев.)

На самом деле, волны погромов и нападений на христиан, проносящиеся по Египту, зачастую совершенно безнаказанно, с 1980-х годов, - это плод долгого обучения ненависти, новой христианофобии, которая движет совершенно безумной идеей, что сегодня христиане (как некогда евреи во времена Насера) – это «плохие египтяне», «заграничные агенты», «приспешники» «западных крестоносцев», и даже «иудео-сионисты», с которыми салафиты борются как с отродьем Сатаны, «плетущим заговоры против ислама и нации» и т.д.

Для радикальных исламистов, мечтающих о возрождении теократического режима и очищении страны от «неисламских элементов», присутствие коптов в Египте – это живой упрек. Они напоминают, что христиане местного происхождения жили здесь и до прихода арабских завоевателей – в этом контексте смешными становятся параноидальные рассуждения исламистов, смешивающих восточных христиан с западными колонизаторами и «чужаками».

В стенах самого престижного университета в исламском мире, знаменитого каирского Аль-Азхар, джихад против евреев и христиан описывается как общий долг мусульман во имя защиты и распространения ислама. Имамы из Аль-Азхар учат, что христиане поклоняются «трем богам» (речь идет о Троице) и «вкушают бога» - преступление и страшное святотатство для крайне ригористического исламского монотеизма. Чтобы подкрепить обвинения в адрес христиан, естественно, «друзей проклятых иудео-сионистов», припоминают суру «Трапеза», подчеркивающую враждебность и сговор неверных: «O вы, кoтopыe yвepoвaли! He бepитe дpyзьями тex, кoтopыe вaшy peлигию пpинимaют кaк нacмeшкy и зaбaвy, из тex, кoмy дo вac дapoвaнo пиcaниe, и нeвepныx. Бoйтecь жe Aллaxa, ecли вы вepyющиe!.. Tы видишь, кaк мнoгиe из ниx бepyт в дpyзья тex, кoтopыe нe вepoвaли. Kaк cквepнo тo, чтo им paньшe yгoтoвaли иx дyши, чтo paзгнeвaлcя нa ниx Aллax, и в нaкaзaнии oни пpeбывaют вeчнo!» Тут подлинные корни анти-коптских погромов и ненависти к христианам в Египте и в целом в арабских и мусульманских странах, в течение ряда лет охваченных вирусом антизападного исламского тоталитаризма и обскурантистской христианофобии.

Источник: www.francesoir.fr/actualite/international/terrible-sort-des-chretiens-co...

http://www.aed-france.org/non-classe/la-nouvelle-christianophobie-entret...