Алжирская протестантская Церковь: официальное признание

Осень в разгаре, и словно бы началась весна. Алжирская протестантская Церковь, объединяющая уроженцев страны, чья вера сильна, получила долгожданное свидетельство о регистрации.

Корреспондент La Vie взял интервью у пастора-евангелиста Мустафы Крима, президента этой общины.

Ко всеобщему удивлению алжирские власти провели некую процедуру «признания» вашей Церкви в июле 2011 г. Какие конкретные изменения произошли?

 

Мы наконец формально получили право на существование. Перед этим наша Церковь находилась в серой зоне. Теперь мы располагаем свидетельством о регистрации 27 общин, составляющих нашу протестантскую Церковь. Местные власти уже не смогут требовать закрытия мест культа и запрещать нам исповедовать нашу веру под тем предлогом, что наша Церковь не признана официально. Приведу пример. В мае 2011 г. в моем районе в Малой Кабилии семь церквей, входящих в наше объединение, неожиданно получили предписание о прекращении деятельности. Все эти общины были обвинены в «незаконной» деятельности. На региональном уровне эти предписания были позднее аннулированы. Мы также сможем получать в упрощенном порядке разрешения на строительство культовых зданий.

Какие проблемы остаются?

Мы переживаем острую нехватку культовых зданий. Эта проблема была бы не так серьезна, если бы власти позволили нам использовать все здания и церкви, принадлежащие нам. В моем городе Беджайя старая церковь захвачена каким-то объединением. Это часто случается при попустительстве властей. Мы подали прошение, но следование необходимых процедурам требует много времени.

Расскажите немного о Вашей Церкви, малоизвестной во Франции.

Исторические корни нашей общины – в реформированной Церкви (другое название кальвинистов – прим. перев.), изменившей свое название в 1974. Тогда правительство потребовало, чтобы всех протестантские церкви вошли в одну структуру. Сегодня мы представляем собой национальную Церковь, состоящую из разнообразных общин. Самая большая из них насчитывает порядка 1000 членов. В наименьших общинах – около 200 верующих. Большая часть общин имеет евангелические тенденции. Все наши общины управляются коллегиально. Всего в Алжире сегодня около 30 000 протестантов, подавляющее большинство которых – местные уроженцы. По официальным данным католическая Церковь в Алжире насчитывает 11 000 человек.

Следует ли и в дальнейшем опасаться арестов людей, собирающихся дома для совместной молитвы?

Да. Мы живем в Алжире, а не во Франции. Алжирская Конституция декларирует право граждан на религиозный плюрализм, разнообразие и вместе с тем утверждает, что «Ислам является государственной религией». Закон, принятый в 2006 г., предусматривает наказание в виде тюремного заключения и штраф для всякого, кто «подстрекает, побуждает или применяет средства совращения в целях обращения мусульманина в другую религию». Все христианские Церкви выступают против этого закона, создающего возможности для произвола. Но этот закон продолжают применять. Христиан приговаривают к тюремному заключению на основании факта молитвы или разговора о своей вере с другими алжирцами. Случается, что людей осуждают за то, что они не постятся во время рамадана. Католический священник Пьер Валлез был арестован в 2008, после того, как собрал мигрантов из Черной Африки для совместной молитвы оливковым деревом. Он был приговорен к году тюремного заключения с отсрочкой исполнения приговора.

Говорят, что евангельские протестанты склонны к прозелитизму.

Если мы понимаем под прозелитизмом позитивное изложение своей веры (а мы точно имеем право на это), то мы занимаемся прозелитизмом, и я не вижу тут проблемы. Кроме того, следует вспомнить, что мусульмане гораздо более христиан занимаются прозелитизмом. Подлинная проблема состоит в том, что пресса обвиняет нас в диком прозелитизме. Государственные органы используют эту «информацию» для запрещения наших общин и обвиняет нас в связях с зарубежными государствами. Католическая Церковь также сталкивается с этими обвинениями. Также как католические священники и монашествующие – не граждане Алжира, иностранцы, посещающие нас, зачастую испытывают сложности при оформлении соответствующих документов. В прессе нас обвиняют даже в том, что мы платим мусульманам за их обращение в христианство. Я никогда не сталкивался с таки поведением христиан. Это просто абсурдно! Мы – алжирцы. Мы уважаем ценности мусульман, наших друзей, с которыми мы живем в мире.

На самом деле власти пытаются затормозить рост обращений в христианство в Алжире. Я приведу вам пример. Один из наших молодых людей должен был предстать перед апелляционным судом. На основании закона 2006 г. суд первой инстанции он был приговорен к 5 годам тюремного заключения и штрафу в 20 000 динаров за свидетельство веры. Он дал одному из своих соседей, тоже молодому человеку, диск CD с записями свидетельство египтян, принявших христианство. Один диск CD!

Число евангельских протестантов в Алжире растет. Какие факторы вызвали эту волну обращений?

На протяжении всего XX века католические миссионеры и протестантские пасторы свидетельствовали о своей вере в Алжире. Однако было очень мало обращений. Почему сейчас это изменилось? Я вижу тут какую-то тайну. Но я думаю, что следует принять во внимание многие факторы.

Прежде всего развитие всего алжирского общества. Сегодня алжирцы жаждут демократии и свободы. Многие из них благосклонно относятся к политическому и религиозному разнообразию.

В недавнем прошлом мы пережили 10 лет терроризма, за которыми последовали 10 лет последствий этой войны. Алжир подвергся ужасной исламской индоктринации. Однако в это время алжирцы научились получать информацию о происходящем в мире. С 1995 г. благодаря Интернету и спутниковому телевидению мы получили доступ к новым источникам информации. Сегодня большинство людей, приходящих в наши общины, - это зрители программ на спутниковых каналах. Евангелие проповедуется на арабском (более 10 каналов), кабильском и французском языке. Даже в годы террора можно было слушать программы православного египетского проповедника, анализировавшего Коран без нападок на ислам – я говорю об исламоведе Бутросе Закариа.

Как складываются ваши отношения с католической Церковью?

Еще несколько лет назад мы порой страдали от непонимания со стороны официальных структур этой Церкви. В настоящее время мы ведем успешный диалог с архиепископом г. Алжир монс. Галебом Бадером. Он разделяет нашу точку зрения на закон 2006 г., против которого он ясно и аргументированно протестовал. Лично у меня сложились хорошие отношения с католическими монахами, служащими в Алжире. Их свидетельство веры, особенно их служение в социальной и медицинской сфере, уже стало достоянием истории. И это может стать источником вдохновения для нас.

© Malesherbes Publications
La marche vers la reconnaissance des protestants en Algérie
Источник: http://www.lavie.fr/religion/protestantisme/la-marche-vers-la-reconnaiss...