Христиане в Алжире – два пути возвещения Евангелия
Одни стремятся только давать свидетельство, а другие – обращать. Католики и евангельские христиане отстаивают различные возможности христианской жизни в исламской стране.
В январе 2010, в возрасте 84 лет, скончался последний представитель общины Миссионеров Африки, о. Рене Ле Клерк. Он был хранителем могилы Шарля де Фуко в Эль Голеа, оазисе на юге Алжира. Его увлечением была палеонтология, и жизнь его прошла в поисках первых следов жизни на земле – он искал их в песках Сахары. Сотни окаменелостей из его коллекции теперь стали региональным музеем Предыстории. Незаметный человек, трудолюбивый, глубоко запустивший корни. Такой же, как и его церковь – католическая Церквь в Алжире.
Эта Церковь состоит из 4 епархий: Алжир, Константина, Оран и Лагуат. Самая маленькая Церковь Северной Африки, но и самая символическая. Со всей страной она прошла через мрачные годы гражданской войны, заплатив свою дань: 19 священников, монахов и монахинь, из них 15 французов, 2 итальянки и 2 испанки были убиты в 1992 – 1996 г. В их числе монахи-трапписты из монастыря Тибирин и епископ Орана Пьер Клавери, убитый 1 августа 1996 г. Парадоксальным образом благодаря этим смертям католическая Церковь сблизилась и срослась с алжирским обществом, глубоко затронутым этой войной, унесшей порядка 250 000 жизней.
В последние годы произошел рост числа членов протестантских общин, что несколько поколебало статус-кво: сейчас евангелическая Церковь в Алжире насчитывает около 20 000 верных, но и эти цифры трудно проверить. В 2006 г. алжирское правительство обнародовало закон, регулирующий положение неисламских культов в стране. Заявленная цель – затормозить то, что называют «злосчастный феномен». Репрессии начались: многие протестанты уже приговорены к различным срокам тюремного заключения с отсрочкой исполнения приговора и значительным денежным штрафам «за прозелитизм».
Правительственные меры принуждения затронули и католическую Церковь: закрытие курсов французского языка, организованных конгрегацией Миссионеров Африки или сотрудниками Католической миссии сотрудничества (DCC), административные трудности…. В январе 2008 г. священник Пьер Валлез был приговорен к году тюремного заключения за совершение рождественского богослужения при участии мигрантов из Черной Африки.
Два года спустя напряжение ослабло, но получение монашествующими долгосрочных виз остается проблемой: больше 10 человек ожидают свои визы для въезда в Алжир в момент написания этой статьи. Этот кризис привел к дебатам в алжирской прессе, считает Жан-Мари Лассосс, священник, в настоящее время отвечающий за аббатство Тибирин. Газета Эль Ватан выпустила специальное приложение под названием: «Христиане в Алжире – почему? Нарушенное табу».
Этот кризис показал также, что Церковь стоит на перекрестке дорог. Перед лицом обращений в протестантство она пребывает в замешательстве: ее разрывают стремление не отвергать новообращенных христиан, чья вера может быть искренней, и отвержение некоторых методов, которые она считает спорными. Речь идет, например, об экспресс-крещении, совершаемом после 3 месяцев катехумената. Этого мало в стране, где обращение в христианскую веру может повлечь за собой разрыв семейных и социальных связей. Конечно же, существуют католики алжирского происхождения, но невозможно узнать их точную численность. В этом отношении алжирская Церковь всегда была очень осторожна. Даже очень осторожна, когда в ней внезапно появляются новообращенные.
На самом деле, в сегодняшнем Алжире соседствуют эти две противостоящие друг другу концепции евангелизации. Одну исповедуют Миссионеры Африки, для которых христианское присутствие – это свидетельство. «Это значит – быть среди других людей, свидетельствовать о Христе своей жизнью, не желая никого обращать», - говорил в 2008 г. Жан-Мари Лассосс. А новое поколение «миссионеров» призывает к созданию местной Церкви, в которую войдут в первую очередь обращенные в христианство алжирцы.
Успех евангельских христиан открыл и амбиции ряда католиков. В июле 2008 г. мы уже встречались с двумя из числа этих новых миссионеров на земле ислама. Например, один из них создал в маленьком кабильском городке общину свв. Перпетуи и Фелицитаты, объединившую обращенных в христианство алжирцев, они совершают литургию Часов по-латыни. Два года спустя они продолжают жить и работать в Алжире. Это довольно далеко от призвания монастыря в Тибирин, о котором один из убитых монахов, брат Кристоф, в 1988 году писал: «Дом в исламском доме, комната друга, открытая тому Внутреннему, Кто нас объединяет».
© Malesherbes Publications Статья от 02/09/2010
http://www.lavie.fr/hebdo/2010/3392/deux-voies-de-l-evangile-pour-les-ch...
- Войдите на сайт для отправки комментариев