Восточные католические церкви размышляют о новой евангелизации

3 – 6 ноября 2011 в г. Орадя (Румыния) состоялась 14-я встреча восточных католических епископов Европы.

В этот раз на ежегодную встречу восточных католических епископов Европы собралось порядка 70 участников, как епископов, так и экспертов, откликнувшихся на приглашение правящего епископа Орадя-Маре, Владыки Виржиля Берча. Встреча была посвящена обсуждению вклада восточных католических церквей в дело новой евангелизации (напомним, что именно новой евангелизации будет посвящено пленарное заседание Синода епископов в 2012 г. – прим. www.rkcvo.ru).

Участники встречи сообща распознавали, как их церкви отвечают вызовам современности, как проповедуют Христа в нынешнем социокультурном контексте. Результаты их работы будут представлены в Секретариат Синода Епископов Католической Церкви в рамках подготовки к 13 Генеральной Ассамблее Синода Епископов, которая должна пройти в Риме с 7 по 28 октября 2012 года.

Во встрече также приняли участие епископы латинского обряда Румынской конференции епископов. В ходе работы епископы выразили благодарность Святейшему Отцу за его инициативу включить Восточные Церкви в намерения для Апостольства молитвы (т. наз. «интенции Святейшего Отца» на ноябрь 2011), «За католические церкви на Востоке: чтобы их почтенные традиции ценили как духовное богатство всей Церкви».

Кардинал Петер Эрдё, Председатель Совета епископских конференций Европы (ССЕЕ – именно этот орган, объединяющий всех католических епископов континента, был организатором встречи) подчеркнул важность встреч восточных католических и римско-католических епископов и еще раз подтвердил, что новая евангелизация – это возможность, благодаря которой «все мы призваны разбудить веру и строить христианские общины, укорененные в Господе и сильные миссионерским энтузиазмом».

Со своей стороны Глава Румынской Греко-Католической Церкви, Блаженнейший Лучан Мурешан, Верховный Архиепископ Фагараша и Альба-Юлии, так указал на контекст встречи: через 20 лет после падения тоталитарных режимов "также и Восточные Католические Церкви действуют в быстро меняющемся обществе, где секуляризация, релятивизм и миграция изменили парадигмы и методы не только принадлежности к Церкви и религиозной практики, но и передачи и проповеди Евангелия».

Восточные Католические Церкви разделяют общую историю, полную маргинализации, страданий и мученичества, особенно под гнетом тоталитарных режимов, в период господства которых они были юридически запрещены и уничтожены. «Нет другой Церкви в Румынии, которая могла бы называться «Церковью мучеников», за исключением Греко-Католической Церкви», подчеркнул Владыка Франсиско Хавьер Лосано, Апостольский нунций в Румынии и Республике Молдова.

О сохранении веры ценою жизни позже часто вспоминали представители уездных и городских властей города Орадя, обращая внимание на роль Греко-католической Церкви в Румынии, и в частности, Епархии Орадя в деле восстановления общественно-морального состояния населения, как «образца и знака надежды и поддержки для многих». В ходе встречи ее участники могли ознакомиться с некоторыми практическими свидетельствами христианской любви, проявляемой обеими местными Католическими Церквями.

В своем приветственном слове д-р Адриан Лемени, Государственный Секретарь по делам религий, приветствовал инициативу и поддержал деятельность Церкви в Европе, направленную на защиту ценностей, носителем которых является христианство.

Новая евангелизация и Восточные Католические Церкви

Работа над вопросами новой евангелизации протекала в двух направлениях. С одной стороны, тот факт, что Восточные Католические Церкви в Европе должны внести свой специфический и уникальный вклад в современную дискуссию в Католической Церкви и в весь процесс новой евангелизации. С другой стороны, участники встречи отметили, что нужно также обращать внимание на вызовы, которые ставит современный мир перед миссией Церкви. Кризис, переживаемый миром сегодня, - по природе своей антропологический кризис, частично – это плод секуляризации, неоправданно вытеснившей Бога, как из публичной сферы, так и из частной жизни людей, что привело к значительной дезориентации в отношении собственной идентичности, в результате чего современный человек зачастую не способен объяснить самого себя и направление своего бытия. Восточные Католические Церкви также встречаются с этими проблемами и, пережив животворность вновь обретенной два десятилетия назад свободы, после динамизма, который наступил вследствие находятся теперь перед лицом новых глобальных феноменов, в частности, затрагивающих многих их верных-мигрантов, так что перед материнскими Церквами возникают новые пастырские вопросы, требующие соответствующих и оригинальных решений.

В своем выступлении вл. Сальваторе Физикелла, Председатель Папского Совета по делам новой евангелизации, осветил некоторые задачи новой евангелизации: укрепить чувство принадлежности, на котором основывается идентичность; обратить внимание на нашу терминологию, особо заботясь о красоте, о литургии, но также и о катехизации и постоянной формации. Наконец, перед лицом разнообразных форм эгоизма, которые сегодня кажутся преобладающими, новая евангелизация должна поддерживать свидетельство солидарности и щедрости, другими словами – милосердную любовь, в которой мы можем выразить любовь Бога ко всем людям.

Новая евангелизация осуществляется не только словами, но также посредством видимых знаков, способных сделать видимыми и осязаемыми присутствие и миссию Церкви в истории. Пример такого динамизма и передачи христианской вести дал о. Борис Гудзяк, ректор Украинского католического университета, представляя участникам очень интересный проект строительства нового католического университета. Базовой идеей тут – создание университетского городка, где богословие будет воплощено в архитектуре, духовность будет переживаться в общине, а евангелизация будет происходить как паломничество.

Со своей стороны, о. Марк Рупник SJ, всемирно известный художник и директор Центра Алетти (центр изучения восточно-христианской традиции, основан кардиналом Т. Шпидликом в Риме в 1992 г. – www.rkcvo.ru), показал вклад византийского искусства в контексте новой евангелизации. По мнению словенского художника, очень важно понять действительность, в которую входит искусство, и функцию искусства. К сожалению, «искусство переселилось из храма во дворцы, а позднее – в художественные галереи; оно больше не вызывает поклонения, лишь восхищение художником. Одновременно оно потеряло свою функцию символа, выдвигая на первый план идею концепции, совершенно оторванную от повседневной жизни». Священник из Общества Иисуса считает, что искусство должно быть способным передавать веру, жизнь, любовь. Вкратце, произошедшее с искусством отражает то, что случилось с христианами, более не способными переживать свое крещение в повседневной жизни, быть возрожденными сынами и дочерьми Бога, являть Бога, обитающего в человеке, иначе говоря, показать, что значит искупление.

Проф. Чезаре Альцати, доцент Католического университета Sacro Cuore в Милане, в свете истории и природы Восточных Католических Церквей, указал на некоторые их черты, которые могли бы стать стимулом для целого христианского мира. Прежде всего – это преодоление конфессиональных границ без утраты собственной идентичности, открываясь к диалогу с другими конфессиями, встречающими те же самые вызовы секуляризации, то есть разделения сверхъестественной и земной жизни.

Особенно важна литургия Восточных Католических Церквей. В этом смысле «неизбежным моментом новой евангелизации Европы должно быть подтверждение центрального места таинственного опыта, который позволяет человеку пережить в истории свою встречу с Богом». Итак, свидетельство тоже исходит из некоей «культовой дидактики», из которой проистекает «особая антропология, по своей природе религиозная и укорененная в таинстве Христа». Она рождается из живого опыта богослужения и несет с собой определенный способ бытия христианина в истории: быть свидетелем таинства.

Сегодня, когда в странах Восточной Европы нарастает секуляризм и потребительство, по мнению еп. Цирила Василя, Секретаря Конгрегации Восточных Церквей, Церковь, чтобы преодолеть разрушительные последствия дикого капитализма, должна предлагать гражданскому обществу опыт социального учения Церкви «как лекарство от ядовитых эффектов рыночной экономики». Памятуя, что многие верные Восточных Католических Церквей эмигрировали под влиянием экономических причин, следует пересмотреть пастырскую работу с ними в миссионерском ключе и в свете современного общественного контекста. Вкратце, пастырские контакты с верующими-мигрантами не должны «ограничиваться лишь служением Божественной Литургии», но отвечать условиям их жизни. Важно, чтобы мигранты не чувствовали себя брошенными своей Церковью.

Другой вызов – это распространение «практического атеизма». Церковь призвана нести Благую Весть людям, неграмотным в религиозном отношении, лишенным прочной культурной опоры. Поэтому возникает вопрос: как заинтересовать таких людей вопросами, выходящими за пределы их ограниченного материального и утилитарного горизонта? Как и другие докладчики, Секретарь Конгрегации Восточных Церквей также отметил, что человек стремится к радости, красоте, благолепию и торжественности. Именно эта «глубокая и таинственная красота наших литургических богослужений может подтолкнуть к глубоким поискам правды».

В заключение встречи, проф. Александру Бузалич, доцент богословия в Университете Клуж-Напока, остановился на движениях мирян в Восточных Католических Церквах. Их присутствие не является новым, но в темные годы коммунизма эти движения подверглись той же участи, что и пастыри. Сегодня же, вместе с возрождением старых объединений, например, ASTRU (местная “Католическая Акция” – традиционное движение католиков-мирян, зародившееся еще в XIX веке и вдохновлявшееся социальным учением Католической Церкви; «Католическую Акцию поддерживали такие известные деятели, как Ж. Маритен, И. Конгар, св. Джанна Беретта Молла и др. – www.rkcvo.ru), возникли новые церковные ассоциации мирян. Все они пытаются активно включиться в пастырскую работу, дополняя в различных сферах, особенно в катехизации и диаконии, деятельность духовенства.

Заседания проходили в атмосфере сердечности и дружбы и были обогащены молитвой и ежедневным совершением Евхаристии с местными общинами византийского и латинского обрядов. Божественная Литургия, всегда хорошо подготовленная, совершаемая при активном участи верных, показала, что слова, звучавшие на встрече епископов, выражали также и пережитый опыт. Особенно ценным было присутствие и вклад в работу членов Румынской конференции епископов (латинского обряда), а также гостеприимство латинского епископа Орадя вл. Ласло Бочкаи.

В 2012 году по приглашению вл. Николы Кекича, епископа Крижевецкого встреча епископов состоится в Загребе 8-11 ноября, по случаю 400-летия унии Хорватской Католической Церкви византийского обряда с Римом (в юрисдикции Крижевецкого епископа находятся все греко-католики в Хорватии, а также Апостольский Экзархат Сербии и Черногории, созданный в 2003 г. – www.rkcvo.ru).

Пресс-служба Совета епископских конференций Европы (ССЕЕ)

http://www.ccee.ch/index.php?&na=4,1,0,0,e,129593,0,0,

Примечание

Совет Конференций Епископов Европы (CCEE) объединяет 33 Конференции Епископов нашего континента, представленных, как правило, их Председателями, а также Архиепископов Люксембурга, Княжества Монако, маронитского Архиепископа Кипра, Епископа Кишинева (Молдова) и епархиального епископа Мукачева (Украина, Закарпатская обл.). Конференцию возглавляет кардинал Петер Эрдё, Архиепископ Эстергомский и Будапештский, Примас Венгрии; ее Вице-Президенты – кардинал Анджело Баньяско, Архиепископ Генуи, и вл. Юзеф Михалик, Архиепископ Пшемышльский (Польша). Генеральный секретарь Совета – монс. Дуарте да Кунья. Секретариат находится в Санкт-Галлен (Швейцария).

Официальный сайт http://www.ccee.ch/index.php?&na=1,1,0,0,e