Российская Католическая церковь византийского обряда (краткий исторический очерк)

Отец доктор Ростислав Колупаев, “Russia Cristiana”, Италия, для журнала "Патріярхат"

Апостольский Экзархат для католиков византийского обряда (Esarcato Apostolico per i catholici di rito bizantino), церковь своего права, была образована на Соборе, созванным 28-31.5.1917 митрополитом Андреем Шептицким в Петрограде. На Соборе были рассмотрены следующие вопросы: принятие конституционных положений правового, канонического статуса, определены направления церковно-государственных отношений, богослужебно-литургическая сторона и дисциплина таинств, сохранение чистоты обряда от латинизации, разработаны нормы поведения клира, все это отразилось в соответствующих постановлениях. Папа Бенедикт XV 24.02.1921 подтвердил правомочность действий Кир Андрея Шептицкого, юрисдикция которого в силу его титула митрополита Киевского распространялась на области, входившие в состав России. Святейший Отец 01.03.1921 утвердил поставленного экзархом протопресвитера Леонида Федорова (1879 – 1935), наделенного епископской властью с подчинением ему всех епархий в пределах государства Российского, за исключением епархий Малой и Белой Руси в их этнографических границах. Временное Правительство, как высший законодательный и исполнительный орган государственной власти, действовавшее в период между февральской и октябрьской революциями 1917 г. в России, признало решения Собора.

Главной задачей Российской Греко-католической Церкви было установление взаимопонимания с Российской Православной Церковью, которая освободилась от государственного контроля и нормализовала свое каноническое положение на Поместном Соборе 1917-1918. Леонид Федоров находился в контакте с Патриархом Тихоном (Белавиным), с которым встречался 01.8.1921. Также он общался с другими православными иерархами, стремился к сближению с духовенством, старался распространять здравые идеи о католичестве. В крупных городах России на приглашение восточных католиков с радостью откликались православные; совместно организовывались съезды, читались рефераты, устраивались беседы и диспуты. В Москве, Петрограде и др. городах возникли приходы и монашеские общины, однако в 1922-1923 в результате открытого преследования со стороны атеистического государства, деятельность Католической церкви была вообще запрещена, духовенство и миряне физически уничтожены в результате репрессий, церковное имущество утрачено. 05.12.1922 все католические церкви, как латинского, так и византийского обряда были закрыты, а немногим позже экзарх был арестован и осужден на 10 лет, 12.11.1923 - арестована игуменья Екатерина Абрикосова (1882 - 1936) с сестрами доминиканского монастыря византийского обряда в Москве, в Ленинграде была арестована сестра Юлия Данзас (1879-1942) и отправлена на Соловки.

В 1956 на свободу вышли оставшиеся в живых монахини Н. Рубашова и В. Городец они жили в Москве, В. Кузнецова и С. Эйсмонт поселились в Вильнюсе.

16.02.1931 был арестован вице-экзарх Сергий Соловьев (1885 – 1942), назначенный на этот пост в 1926 епископом Пием Невё, к нему применялись незаконные методы дознания, в результате чего он находился на принудительном лечении в психиатрической спецбольнице в Казани.

В 1932 к Российской церкви присоединился православный владыка Варфоломей Ремов (1888-1935), он организовал подпольный мужской монастырь, в 1933 Папа Пий XII утвердил его викарным епископом для русских католиков византийского обряда с титулом архиепископа Сергиевского. На квартире владыки проходили встречи с участием иерархов Патриаршей церкви митрополитов Арсения (Стадницкого), Анатолия (Грисюка) и др., где обсуждался вопрос о заключении союза с Римом с целью преодоления церковной смуты. В феврале 1935 архиепископ Варфоломей Ремов был арестован и спустя несколько месяцев расстрелян за связь с Ватиканом.

С 09.10.1939 следующим экзархом России стал игумен студитов отец Климентий Шептицкий (1869-1951), его назначил митрополит Андрей во Львове, что получило подтверждение Папы Пия XII 22.12.1941. Учитывая обстоятельства военного времени, практические возможности по управлению Российской Греко-католической церковью были ограничены. Экзарх провел большую теоретическую и подготовительную работу, он анализировал положение религии в СССР в целом, церковно-каноническое и государственно-правовое состояние Православной Церкви, ее несвободу в вопросах внутренней жизни, разрушение церковных институтов; проблему расколов и сект; состояние религиозной грамотности народа, возможность катехизации и религиозного просвещения; велся сбор сведений о мучениках и исповедниках веры; изучались перспективы церковного единства. В 1941 было внесено территориальное уточнение экзархата - этнографическая Великороссия, Финляндия и Сибирь. В 1942 на Соборе экзархов во Львове рассматривался вопрос разделения на российский и сибирский экзархаты. Экзарх Клементий Шептицкий 01.5.1951 умер в тюрьме во Владимире.

На территорию СССР с миссионерскими целями был послан вице-экзарх Виктор Новиков (1905 - 1979), позже митрополит Андрей Шептицкий благословил его быть католическим экзархом Сибири. Новиков был в сане епископа, о чем не разглашалось, будучи арестованным 23.6.1941 и находясь в лагере в Джесказгане, он 01.01.1950 тайно рукоположил в сан диакона, будущего епископа УГКЦ Павла Василика (1926 -2004).

Дело русских католиков византийского обряда продолжилось в среде русской эмиграции. Оказавшись в Западных странах, многие русские люди испытав состояние свободы совести, свой религиозный выбор останавливали на католичестве византийского обряда, что позволяло им обогатить свою веру универсальным единством с Вселенским Апостольским престолом с сохранением привычных традиционных форм религиозного культа в так называемом русском синодальном обряде. Иерархическое и церковно-административное служение среди них осуществляли следующие люди. Это - Петр Бучис (1872 – 1951), в 1930-1933 Апостольский Визитатор для русских католиков в Центральной и Западной Европе, 08.02.1931 он сослужил в Риме епископу Станиславскому Григорию Хомышину при совершении архиерейской хиротонии Николая Чарнецкого.

Следующий – Александр Евреинов (1877- 1959), епископ с 06.12.1936, впервые в истории собора св. Петра в Риме он совершил 21.5.1938 торжественную литургию св. Иоанна Златоуста по случаю празднования торжества 950-летия Крещения Руси, ему сослужили ректор Львовской Богословской академии отец Иосиф Слипый и игумен студитов отец Климентий Шептицкий.

Архиепископ Болеслав Слосканс (1893 - 1981), латгалец, – бывший администратор Могилевской римско-католической митрополии, член Высшего совета по делам эмиграции при Священной Консисториальной конгрегации. За границей оказался в 1933 после многих лет проведенных в советских лагерях и тюрьмах, в том числе на Соловках, где был вместе с Леонидом Федоровым. Апостольским Визитатором для русских и белорусских католиков в Западной Европе он назначен 09.12.1952.

Епископ Певел Мелетьев (1880 - 1962) был игуменом в Соловецком монастыре, в 1920 арестован советской властью, много лет провел в лагерях, в тюрьмах, в ссылке, в 1937 –1941 находился на положении катакомбного православного священника. Во время немецкой оккупации участвовал в возрождении церковной жизни в Смоленской, Брянской и Могилевской областях, 12.7.1943 рукоположен в сан епископа с титулом Рославльский, участвовал в Соборе Автокефальной Белорусской Православной Церкви в Минске 12.5.1944. Затем оказался на Западе, жил в Чехословакии, Австрии, в Мюнхене, в 1946 епископ Павел вместе с родной сестрой игуменией Серафимой воссоединился с Католической Церковью, с 1948 он поселился в Бельгии сначала в Шеветоньском монастыре (Monastere de la Sainte-Croix, Chevetogne, Belgique), а затем с 1951 г. в Брюсселе. В 1955 Мелетьев рукоположил в сан диакона русского эмигранта Василия фон Бурмана, автора известной книги «Леонид Федоров», изданной Иосифом Слипым в Риме в 1966.

Архиепископ Андрей Катков (1916 - 1995), родился в Иркутске, далее в эмиграции в Харбине, где в русской диаспоре был создан Католический экзархат Маньчжурии, которым руководили белорусские мариане. Катков поступил в этот орден и был направлен учиться в Рим в 1939, в 1944 стал священником, направлен для работы в лагеря для беженцев, которым угрожала насильственная выдача в СССР, затем служил в Великобритании и Австралии на русских приходах византийского обряда. Папой Иоанном XXIII иеромонах Андрей был вызван в Рим и 14.11.1958 назначен епископом коадъютором византийского обряда, с 1960 - Полномочный Визитатор, с 23.6.1961 удостоен титула Российского апостольского экзарха (Esarc ap. di Russia). В августе 1969 владыка Андрей Катков по приглашению митрополита Русской православной церкви Никодима (Ротова) посетил СССР, был официально принят в Московском Патриархате. В Омске встречался с правослвным владыкой Николаем (Кутеповым). Во время этого визита в разных городах России и Украины Катков посещал православные церкви, где его встречали по архиерейскому чину, настоятели и молящиеся подходили под благословение, архиереи РПЦ МП благоговейно лобызались с ним. Во время посещения Псково-Печерского монастыря при обильном стечении молящихся наместник, в присутствии преосвященного епископа Андрея Каткова, возгласил многолетие Папе Римскому Павлу VI. В Троице-Сергиевой Лавре владыка Андрей молился у раки преподобного Сергия Радонежского, а в Одессе встретился с отдыхавшим там патриархом Алексием I (Симанским), который подарил ему четки и панагию.

Следующим Полномочным Визитатором Конгрегации Восточных Церквей по руководству русским католическим служением в мире был назначен с 1978 протопресвитер Георгий Рошко (1915–2003), в 1955 он был в Москве встречался с патриархом Алексием I (Симанским) и митрополитом Николаем (Ярошевичем).

Для координации работы различных русских греко-католических приходов, действовавших в разных странах проводились Съезды духовенства и мирян: в Риме в 1930 и 1933 (участвовал епископ Николай Чарнецкий) и в 1950, в 1956 - в Брюсселе.

В это время в Совеском Союзе ситауция складывалась следующим образом. Российский экзархат возник благодаря заботе Украинской Греко-католической церкви, годы коммунистических гонений, в совместном страдании за Христа еще больше сблизили их. Так, в ходе ликвидации УГКЦ ее митрополит, епископы, духовенство, монашествующие и верные прошли через лагеря ГУЛАГа и ссылки, тысячи людей оставили в России свои молитвы, боль, слезы, кровь мученичества и исповдение веры, многие умерли и погребены здесь. С 1945 по 1963 Кир Иосиф Слипый (1892 - 1984) был узником в Сибири, Мордовии и на Камчатке, 04.02.1963 в Москве он тайно рукоположил в сан епископа Василия Величковского (1903 - 1973), восстановив тем самым иерархию в катакомбной Церкви.

Возрождение Российского экзархата происходит вслед за легализацией католических структур в России. В Сибири, благодаря вниманию прибывшего сюда в 1991 римско-католического епископа Иосифа Верта (род. 1952), ординария в Новосибирске, было открыто несколько католических приходов византийского обряда. С 1992 папский прелат Иосиф Свидницкий (род. 1936), бывший римо-католическим деканом центральной Сибири стал оказывать пастырскую опеку верующим греко-католикам, депортированным из Галиции, в 1995 в Омске был создан приход Покрова Пресвятой Богородицы, получивший юридическую регистрацию 30.6.1999. На этом приходе служил священник отец Сергей Голованов (род. 1968), выпускник Ивано-Франковской семинарии, до 2005 – декан. Ныне регион обслуживается священниками конгрегации Воплощенного Слова (VE) и монахинями Cестрами Служительницами Господа и Девы Марии, у них единая провинция, включающая структуры в Украине и России (Монашеская семья Воплощенного Слова) (SSVM).

Зарегистрированными являются католические приходы византийского обряда украинской традиции в Новокузнецке и Прокопьевске, Кемеровской области. С 1959, в годы подполья духовной жизнью здесь руководил отец Василий Рудка (1912 - 1991), сейчас в этом регионе трудятся священники редемптористы (CSsR) и сестры из Конгрегации Святого Иосифа Обручника Пресвятой Девы Марии, они приехали из Украины.

Богослужения совершаются в общинах в Томске и Копейске, Челябинской области и в разных городах Тюменской области. Большинство приходских священников – выпускники западно-украинских семинарий.

В российской традиции совершаются богослужения в приходе Преподобномучениц Олимпии и Лаврентии, действующем при римско-католическом кафедральном соборе в Новосибирске. Храм в крипте собора был создан по инициативе священника иезуита Алексея Стричека (род. 1916), всю жизнь посвятившего служению в российском апостолате с русскими эмигрантами во Франции. Ныне настоятелем прихода является oтец Майкл Десджардинс (SJ). Иезуиты в Новосибирске служат в византийском обряде и в своем монастырском храме. Женская монашеская община кармелиток в Новосибирске тоже придерживается российской богослужебной традиции. В Москве первой официально признанной в качестве религиозной группы стала община свв. апостолов Петра и Андрея с 16.3.2000. Эта община создана отцом Андреем Удовенко, ныне оy протопресвитер – благочинный в Москве. Вторая община в честь св. митр. Филиппа создана в 1995, до весны 2002 ее настоятелем был итальянский священник Стефано Каприо. В Москве также есть пастырский пункт «Семья Св. Лазаря», и при приходе св. Игнатия Антиохийского действует женский монастырь. С 2001 о своем существовании заявили общины в Санкт-Петербурге и Нижнем Новгороде. Приход в Обнинске, Калужской области официально утвержден в 2004, сейчас богослужения здесь проводит о. Валерий Шкарубский, приезжающий из Киева, он руководит также московскими украинской и русскоязычной общинами («свщм. Леонида»). Отдельные верующие проживают в других городах России.

Процессы возрождения церковной жизни в России побудили часть духовенства собраться 23-25.8.2004 на приходе свв. Кирилла и Мефодия в Саргатском для обсужения акутальных вопросов, внутренних проблем и видения перспективы церковного развития. Они обратилась к Папе Иоанну Павлу II с просьбой о нормализации канонического и административного статуса экзархата. В письме на имя Префекта Конгрегации для Восточных Церквей патриарху Мусе Игнатию I кардиналу Дауду от 26.8.2004 сообщалось о наличии в России 15 приходов, общин и монашеских институтов. Принятые документы были переданы в Рим 28.8.2004 через кардинала Вальтера Каспера, находившегося в Москве по случаю возвращения Казанской иконы Божий Матери.

20.12.2004 Папа Иоанн Павел II назначил ординарием (оrdinarius pro fidelibus Ritus Вyzantini in Russia) епископа Иосифа Верта, о чем объявил Апостольский нунций в РФ архиепископ Антонио Меннини 22.02.2005 в Новосибирске на встрече католических священников византийского обряда служащих на территории Российской Федерации. Помимо упорядочения ситуации в европейской части России и в собственной епархии, епископ Верт создал церковные округа, соответствующие территориям римско-католических епархий Святого Климента в Саратове и Святого Иосифа в Иркутске, координатором последyей является иермонах Теодор (Андрей) Мацапула (VE). Иеромонах Андрей Старцев (VE) координирует округ соответствующий территории Преображенской епархии в г. Новосибирске.

В России регулярно проводятся пастырские конференции греко-католического духовенства, последняя имела место 19 - 22.10.2010 в Челябинске, в ней приняли участие Апостольский нунций архиепископ Антонио Меннини, и Апостольский Делегат Восточной и Центральной Азии отец Василий Говера, участники имели возможность поделиться опытом своей пастырской работы на территории бывшего СССР. Богослужения в общинах католиков византийского обряда на территории Российской Федерации в настоящее время ведутся на церковно-славянском, русском и украинском языках, используется юлианский календарь. Статистика, структуры, новости и другая информация о жизни Российской Греко-католической церкви доступны на официальном Интернет-сайте по адресу: http://www.rkcvo.ru