Проповедь Блаженнейшего Святослава (Шевчука), Главы УГКЦ, в связи с возведением на престол
Ваши Блаженства,
Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, члены Синода Епископов УГКЦ,
Возлюбленные братья в священстве, преподобные монахи и монахини,
представители украинской власти и дипломатического корпуса,
Дорогие во Христе братья и сестры!
Слава Иисусу Христу!
«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое славим!»
Этими словами величает сегодня Христова Церковь Честной и Животворящий Крест Господень. Именно сегодня, когда мы переходим половину великопостного пути, это живоносное Древо даруется нам – чтобы укрепить нас, чтоб мы в нем обрели источник силы и отваги и продолжали идти к Воскресению Христовому, чтобы поставили этот знак в центре своей жизни.
Святой апостол Павел в своем послании к Филиппийцам оставил нам уникальный раннехристианский гимн, который молодая, только что рожденная Святым Духом Церковь, вероятно, торжественно пела на Литургии. Апостол народов обращается к нам вот так:
«Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Иисус есть Христос Господь во славу Бога Отца»(Фил.2 ,5-11).
В этих словах слово о кресте имеет центральное значение. Здесь, с одной стороны, мы видим икону земного пути Иисуса Христа, который, став человеком, ежедневно приближался к смерти крестной. Крест – момент Его величайшего унижения, крайнего смирения и божественного нисхождения. Однако во второй части этого гимна мы видим Христа, прославляет Которого сам Отец. Именно с момента крестной смерти начинается Его восхождение, прославление, триумфальное явление божественной славы – славы Христа и славы Отца.
Каждый христианин, как ученик Христа, следует за своим Господом, и должен открыть и в своей собственной жизни действенность Его пасхального таинства. В небесную славу воскресения можно войти только через единственную дверь – честной и животворящий Крест Христов. Мы призваны идти за Спасителем до конца, возможно, даже до смерти крестной. Его животворящий Крест – тайна: нижайшая ступень смирения, бесславия и бесчестия - именно то место, где Сам небесный Отец начинает нас возвышать, поднимать, прославлять своей божественной славой, перед которой преклонят колена небесные, земные и преисподние.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!»
Как особенно звучат для нас сегодня эти слова! Для нас, Церкви-мученицы, которая, как верная наследница веры апостолов, поет их в этом патриаршем соборе Воскресения Господнего! Не ясный ли всем нам знак, что поклонение Животворящему Кресту Господню происходит сегодня именно в соборе Воскресения?
Наша Церковь в ХХ веке последовала за своим Спасителем до конца – до полного уничтожения на своей родной земле и, казалось бы, смерти. Однако эта смерть сотен тысяч наших мирян, священников, монахов и монахинь во главе с нашим епископатом была смертью крестной, а потому и животворящей! Наши отцы, деды и прадеды тем самым показали нам, своим потомкам, а через нас – свободной Украине, силу и непобедимость Честного и Животворящего Креста Господня. В своем бесславии, унижении и нисхождении наша Церковь оказалась именно на этом месте: месте воскресения, когда сам небесный Отец прославляет ее, воскресшую, своей нетленной славой, славой, перед которой преклонится всякое колено, и всякий язык силой свидетельства этой Церкви в Духе Святом признает, что Иисус Христос есть Господь во славу Бога Отца.
«Кресту Твоему поклоняемся Владыко, и святое воскресение Твое славим!»
Для меня, молодого отца и главы Украинской Греко-Католической Церкви, эти слова – итог ее прошлого, смысл настоящего и указание на будущее.
Сегодня мы, наследники Владимирова Крещения, чувствуем единство и преемственность с нашей историей и традицией, принимаем драгоценное наследие наших великих предшественников: Слуги Божьего Митрополита Андрея Шептицкого, патриархов Иосифа, Мирослава-Ивана и Любомира. Сегодня эти люди теплою рукою Любомира благословляют нас и делают это сокровище живым, выразительным и просвещающим для современного украинца. «Святость объединенного Божьего народа» - есть и будет стратегией развития нашей Церкви. Она живет и действует во всем мире, как единое тело, как церковь вселенского масштаба, она есть и будет душой украинского народа, чтобы его освящать, открыть его сердце для братьев и соседей, чтобы сохранить наш народ как народ Божий и вести его к спасению и жизни вечной.
Сегодня мы переживаем весну нашей Церкви, которая в своем воскресении начинает молодеть Духом Святым и улыбаться миру светом Христова Евангелия. Это о ней, древней и вечно современной, поет псалмопевец, говоря: «насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя» (Пс. 102,5). Сегодня, особенно в этот торжественный день, мы осознаем, что мы – обновленная и омоложенная Церковь. Поэтому я особенно хочу обратиться к нашему, большей частью еще молодому, духовенству, монашеству и ко всей украинской молодежи! Сегодня Христос призывает к ответственности за Его Церковь нас, молодых! Озаботимся же нею, поставим Честной и Животворящий Крест нашего Спасителя в центре нашей жизни, и он сделает ее сладкой, как жезл Моисея сделал сладкими горькие воды Мерры в пустыне! Примем и будем отважно осуществлять наше христианское призвание в современном мире, вместе сможем обновить облик нашего народа и его государства.
«Поклоняемся страстям Твоим, Христе! Яви нам и преславное Твое воскресение!»
Аминь.
http://catholicnews.org.ua/ru/propoved-blazhenneishego-svyatoslava-vo-vremya-intronizatsii#point
- Войдите на сайт для отправки комментариев