Опубликованы Lineamenta XIII общей ординарной Ассамблеи Синода епископов

В октябре 2012 года пройдет общий Синод епископов на тему «Новая евангелизация в передаче христианской веры». Lineamenta, или руководящие принципы, разработанные Генеральным секретариатом и ординарным советом Синода, были представлены СМИ утром 4 марта. В центре документа - важность диалога с неверующими, необходимость реформ в системе образования и обязанность каждого христианина распространять Слово Божье.

Понятие «новой евангелизации» было введено Папой Иоанном Павлом II во время его апостольского путешествия в Польшу в 1979 году. Что оно подразумевает? Речь не идет о «новом Евангелии», о переделывании чего-то не получившегося. Новая евангелизация есть ответ на современные нужды людей и народов, на новые культуры, отображающие нашу идентичность. Это поиск новых путей, методов и выражений для передачи Евангельской радости. Новая евангелизация требует смелости (это слово часто повторяется в Lineamenta), потому что она является орудием, с помощью которого Церковь отражает вызовы мира, развивающегося ускоренными темпами.

Всё это адресовано тем, кто отдалился от Церкви в странах традиционно христианских, и тем, кто в недавно евангелизированных странах, получили Крещение, но не укрепили свою веру и поэтому не преобразили свою жизнь и общество. Например, на Западе христианская вера искажена утрированием и банализацией, а люди живут, будто Бога не существует. В наше время, богатое изменениями, легко выпустить из виду ориентиры, увязнуть в настоящем и временном, а восприятие и передача духовных и моральных ценностей становятся трудными. Именно в этом контексте к христианам начинают относиться с подозрением, растет критика по отношению к Церкви.

Однако Lineamenta указывают, что и христиане должны произвести самоанализ и очиститься от страха, усталости и замешательства. Церковь не опускает руки, не закрывается в самой себе, она создана для евангелизации и потому, беря на себя новые обязанности, благовествует с новыми силами. А тем, кто считает, что новая евангелизация скрывает под собой прозелитизм, Церковь отвечает «двором язычников» - общим местом молитвы, доступным всем людям, даже тем, кто не знает Бога. «Пусть не пугаются атеисты и агностики, - подчеркивается в Lineamenta, - потому что новая евангелизация не желает превратить их в свой объект для миссии, но хочет поддержать их в поиске Бога». Поэтому диалог с неверующими, как и с представителями других религий, является фундаментальным.

Этот диалог должен проходить по шести направлениям. Первое направление касается культуры, в которой секуляризация преподносится как нечто позитивное и освобождающее. В результате такого понимания свободы ставятся под сомнение отношения мужчины и женщины, смысл жизни и смерти, развивается культура эгоцентризма, поверхностности и внешнего имиджа. С другой стороны, она подталкивает на развитие сект и фундаментализма, которые манипулируют религией для оправдания жестокости и терроризма.

Второе направление имеет социальный характер, и его главными действующими лицами являются странствующие и глобализация. В актуальной обстановке преобладают смешение и разрыв связей, ценностей и географических границ. Это влияет на третье направление, а именно на социальные коммуникации, потому что если, с одной стороны, информационные средства быстро и повсеместно оповещают о случившемся, с другой стороны, развивают эгоцентризм, устраняют этические и политические измерения жизни, внося в нее эфемерность и "сиюсекундность".

Последние три направления касаются экономики, науки и политики.

Lineamenta указывают на то, что христиане могут нести надежду и свидетельство Евангелия изнутри, объединиться для распространения Слова Божия, принимая вызов более агрессивного атеизма и крайней секуляризации. Это мученичество современной эпохи.

http://www.radiovaticana.org/rus/Articolo.asp?c=467818

Lineamenta на английском языке:

http://www.vatican.va/roman_curia/synod/documents/rc_synod_doc_20110202_...