Пресс-конференция Блаженнейшего Любомира

Предлагаем вниманию читателей фрагменты пресс-конференции Блаженнейшего Любомира, до недавних пор возглавлявшего Украинскую Греко-Католическую Церковь, состоявшейся 10 февраля с.г.

...С недавних пор в Украине многие сетуют на то, что светская власть начала предпочитать определенные конфессии, нет равенства Церквей, а некоторые Церкви стали «равнее других». Скажем, греко-католиков даже не поздравили с Рождеством. Видите ли Вы такую проблему? Как Вы считаете – она существует? И тревожит ли она Вас?

С Вашего разрешения, я сделаю кое-какие замечания. Во-первых, Церковь и государство (а точнее даже – власть, чем государство) – составные части жизни народа. И у Церкви есть определенные задачи. Церковь имеет задачу воспитывать граждан, людей, надежных граждан, свободолюбивых граждан, нравственных граждан.

Во-вторых, Церковь, как социальный институт, сотрудничает с государством, с властью и должна стремиться это сотрудничество облагородить, сделать наиболее эффективным для людей, для народа. Ведь и Церковь, и власть, и государство – все служит тем самым людям, служит гражданам.

В-третьих, у Церкви, кроме чисто человеческих, социальных аспектов, есть и другие. Церковь – также своего рода совесть народа, и я это подчеркнул. Что это значит? У Церкви есть пророческое служение. Пророческое служение – это не только предсказание, что будет. Люди думают, что пророк, это только тот, кто возвещает будущее. Но пророк – это тот, кто говорит слово Божие. Одним словом, он – совесть. У каждого из нас есть совесть, внутренний голос, говорящий: «делай то, потому что это хорошо, избегай того, потому что это плохо». Этот голос совести для народа, для государства – Церковь. И Церковь ведь не судит, Церковь не наказывает, Церковь только напоминает: «Люди добрые, Божественное учение, Божья воля такова. Исполним же Божью волю, ибо лишь в этом гарантии истинного счастья, истинной свободы для людей».

Вторая часть вопроса.

Действительно, мы сегодня в очень сложном положении. Все жалуются, что одной церкви предоставляется слишком много привилегий, а все другие церкви, так сказать, - отодвинуты. И это, дескать, только потому, что Президент наш (В.Янукович – прим. пер.) принадлежит к этой церкви. Мне кажется, что это недостаточно глубокое понимание ситуации. Я очень рад тому, что наш Президент – верующий человек, что он принадлежит к конкретной церкви, и что он в эту церковь приходит на богослужение. Я считаю, что это очень полезно. И я рад. Раньше, знаете, бывало у нас так, что бегали по всем церквам, чтобы только сфотографироваться.

Но на что тут следует обратить внимание? Отношение государства к церквям довольно-таки неоднозначное... Получаемые сегодня украинской Православной Церковью определенные привилегии, конечно, не являются проявлением очень уж большой любви со стороны правительства, государства, власти. Это очень-очень опасная вещь для Церкви. Что касается других церквей. Вы слышали, что у Киевского Патриархата начались определенные трудности, там уговаривают священников, чтобы переписывали и т.д. У нашей Греко-Католической Церкви тоже есть свои проблемы, и это не то «2010-2011», как прежде. И это тоже надо учитывать. Органы правопорядка склоняют к сотрудничеству и священников, и даже семинаристов. Это не тайна. И мы говорили об этом с представителями правоохранительных органов. Это также опасно для Церкви: так подрывается доверие к Церкви.

Обратите внимание, мне представляется (и мы об этом недавно и на нашей конференции говорили), должен начаться между властью и церквями. Власть не хочет с нами говорить. За прошедший год не было встречи ни с президентом, ни с другими представителями власти – серьезной встречи, где можно было бы обсудить эти вопросы. То есть, это проблема, с которой мы должны разобраться очень мудро, спокойно, без пристрастия, без излишнего политиканства.

Да, кто-нибудь может сказать: «Ну да, эта наша власть!..». Но эта наша власть ничего другого не делает, как только повторяет ошибки прошедших столетий. Не десятилетий – столетий. Не будем говорить о явных ошибках, скажем, советского режима, но можно заглянуть вглубь веков: любая власть хочет управлять Церковью. Ведь они боятся Церкви: она – институт, который воспитывает зрелых, ответственных граждан. На протяжении истории в разных странах боялись и боятся сознательных граждан. И поэтому всегда есть такое напряжение. Это надо понять. Но, поняв это, надо не плакать, а над этим трудиться, чтобы устранить это фундаментальное непонимание. Мы желаем, чтобы власть, Церковь в нашем государстве, знаете, как говорится, «своя рубашка ближе к телу», чтобы в нашей стране воцарилось внутреннее понимание. Это – наша мечта. И даже говоря о пророческом служении, мы иногда высказываемся так: «Прошу, будьте осторожны», смотрите – способствует ли это сохранению справедливости и истины в народе.

Одним словом, это не против власти, потому что нам не нравится политически эта власть. Нет-нет, политика здесь стоит на втором плане. Но есть проблема глубоко нравственной и религиозной ситуации. Помните: мы – верующий народ, не исключительно, но в значительной мере христианский. То есть, мы должны строить государство на определенных религиозно-нравственных принципах. И чтобы мы это сумели сделать – мы должны сотрудничать. Тут у Церкви имеет свои задачи, не очень легкие и приятные, но как говорит святой пророк Иеремия: «Господь говорит … не могу молчать». Мы, как Церковь, не можем молчать, нам так нельзя поступать.

Скажите, пожалуйста, какую роль в Вашей жизни сыграл Патриарх Иосиф Слипый, и почему он рукоположил вас в епископы без согласия Рима?

Обстоятельства сложились так, что я был рядом с ним: я приехал в Рим, чтобы завершить свое богословское образование, писать диссертацию. Жил я в монастыре студитов в Риме – это владыка Иосиф его там организовал, построил. И я в каком-то смысле имел просто физическую возможность его лучше узнать, не скажу, что очень хорошо, но достаточно. Скажу вам, однако (не затем, чтобы, не дай Бог, как-то унизить Митрополита Слипого) но на меня, как мне видится, наибольшее влияние оказал митрополит Шептицкий (я его единственный раз видел еще в детстве). И именно поэтому,думается,впоследствии я не так много получил от общения с кардиналом Слипым. Мне очень много дали рассказы Слипого о Шептицком (он все о нем говорил «покойный»), и это на меня оказало очень сильное влияние.

А второй вопрос: почему он меня рукоположил? Это очень сложное и очень простое дело. Тогда в Украине Церковь преследовалась. КГБ знало наших епископов. И была опасность: если вы помните историю тех времен, были как бы такие волны - то немножко легче, то немножко тяжелее. Был 1977 год, такие неясные времена, неизвестно, что будет дальше. Церкви угрожала серьезная опасность. Покойный владыка Иосиф поддерживал контакты с Украиной, очень старался получать известия: что происходит в Украине. И он решил рукоположить епископов. У нас не было кафедр: этот-де будет здесь, а тот – там. У нас была единственная задача: если бы КГБ уничтожило, ликвидировало всех наших епископов в Украине, в Советском Союзе, мы должны были попасть на территорию Советского Союза, там рукоположить новых епископов и исчезнуть. Мы не должны были там оставаться, лишь рукоположить и возвращаться обратно. У меня (или нас) никогда не было такого, скажем, пастырского, епископского служения. Мы были готовы пойти, если бы потребовалось, но этого не случилось, слава Богу. А все сложилось так, что надо было давать больше объяснений, все усложнилось. Кардинал Слипый не действовал против права, и Папа это понял. Он не пренебрегал ни Папой, ни властью, ни канонами Католической Церкви. Но так сложились обстоятельства в то время, и чтобы объяснить это, вероятно, надо будет читать все мои воспоминания.

Сейчас у православных очень тяжелая ситуация: ширятся расколы, дезориентированы не только миряне, но и священники. Готова ли Греко-Католическая Церковь принять этих православных, сейчас совершенно дезориентированых?

Видите ли, это очень сложный вопрос. Церковь, мы открыты, готовы принять каждого, кто хочет быть членом нашей Церкви. Мы совершенно не стараемся кого-то насильно заманить, убедить: «Знаешь, если ты здесь будешь с нами, то нам, тебе будет хорошо». Вовсе нет. Это противоречит нашим убеждениям, мы не ничего не предпринимаем, чтобы людей переманивать. Но мы открыты: и если кто-то хочет прийти, будучи искренне убежденным, и приходит к нам, то мы открыты – и в Украине и за ее пределами... У нас много таких случаев в Северной Америке, в Южной Америке сейчас, но больше в Северной, мы хотим быть Церковью, открытой для всех, кто хочет с нами быть – так скажу. Мы же со своей стороны, как я уже сказал, хотим быть Церковью, прежде всего Церковью. Те, кто к нам приходит, так же как мы сами, должны быть внимательны, должны трудиться, чтобы мы были именно Церковью, не какой-то организацией человеческой, но Божественной организацией для людей. Чтобы мы так жили и были открыты для всех желающих. Но кого-то заманивать, использовать его слабость или его нужды – это было бы совершенно не то. Это – против наших убеждений, мы никого не заманиваем, мы не прозелиты, хотя нас в этом настойчиво обвиняют, но мы не стараемся людей силой или обманом переманивать.

http://news.christusimperat.org/pres-konferentsiya-blazhennishogo-lyubom...