Исцеление зависимости

С любезного согласия редакции журнала "Радуга", мы перепечатываем  ряд материалов пастырского характера, ранее там опубликованных.

Понятие зависимости или аддикции вошло в обиход сравнительно недавно, лишь в ХХ веке. До этого использовались выражения «дурная привычка» или «пристрастие». Механизмы зависимости чрезвычайно сложны и недостаточно изучены. Но внешние проявления зависимости описать несложно. Это прежде всего, саморазрушающий образ жизни человека, жизни, необходимым элементом которой является либо употребление психоактивных веществ – алкоголя и наркотиков, либо некие занятия, выполняющие роль заместителя таких веществ – азартные игры, чрезмерная погруженность в работу, вовлеченность в сексуальные или просто эмоционально нездоровые отношения с другими людьми и т.д…

Независимо от конкретного объекта зависимости для зависимого человека характерны и иные проявления несвободы. Из поведенческих проявлений несвободы, прежде всего, бросается в глаза тенденция к контролю поведения окружающих и так называемые компульсивные, т.е. независящие от сознания и неконтролируемые реакции. В эмоциональной сфере зависимый человек проявляет неспособность регистрировать и правильно определять собственные чувства, особенно, постоянно присутствующие чувства страха, вины и стыда – это наглядный показатель его отчуждения от самого себя. У него осуществляется целый букет психологических защит, главной из которых является отрицание собственной зависимости. По мировоззрению зависимый, находящийся в употреблении, представляет собой, как правило, законченного эгоиста, так или иначе использующего всех ради поддержания своего зависимого образа жизни.

Богословие аддикции кажется на первый взгляд очень простым – «покайся в грехах и больше не греши». Но как покаяние, которое до того не позволяло прекратить употребление, может вдруг стать действенным? Как определить границы свободы, а значит и ответственности зависимого человека – нащупать грань между проявлениями зависимости как болезни, в которых человек не виновен и личным грехом как осознанным поведением, направленным против любви и воли Всевышнего?

Есть вещи, которые кажутся интуитивно понятными практикам, работающим в области лечения зависимости, но, понятно, что интуиция не гарантирована от ошибок. К очевидным признакам зависимости относят неспособность самого человека освободиться от нее «усилием своей воли».

Библия о здоровье и болезни

В библейском богословии «здоровье» и «болезнь» не входит в разряд ключевых понятий. Библия не делит болезни человека на соматические (физические), заразные/незаразные, инфекционные, психические, не делит дефекты человека на психологические, психиатрические проблемы. Главными и оценочными там являются скорее пары понятий «праведности» и «неправедности», а также «чистоты» и «нечистоты». В духовном измерении этому соответствует подверженность воздействию Духа Бога или злых сил – бесов.

Человек с самого начала книги Бытия описывается как существо, которое вписано в общую композицию космоса, хотя ему и назначена во вселенной особая роль. Центральная метафизическая и антропологическая трагедия Ветхого Завета, грехопадение, через человека затрагивает весь мир. Когда один очень существенный элемент системы теряет способность правильно действовать, дисфункция распространяется на все элементы системы. Всё портится, и дальше, когда идет попытка восстановления праведности того же человека, восстановления его первоначального состояния, остальные элементы системы этому уже мешают. Согласно библейскому богословию, для возникновения космоса имеется всего одна причина: у Бога «чересчур» много любви, и это побуждает Его изливать Свою любовь на то, что не есть Он. Так возникает творение, цель которого – полностью воспринять любовь Бога и вернуть эту любовь Творцу. В этих двух предложениях содержится всё. Над ними можно и нужно размышлять всю жизнь. Наши современники используют всякие многозначительные слова из психологии и философии XX века: самореализация, самоактуализация… Но суть в том, что реализация личности, как ее замыслил Бог, заключается в восприятии в полноте всей любви Бога и возвращении ее Богу, в системе человечества и всего космоса. Это и лежит в основе здоровья человека в библейском смысле. Пока человек эту любовь способен принимать и отдавать, он здоров в основе своей, что бы с ним внешне ни происходило.

Человек в Библии описывается как образ и подобие Божие – на биологическом фундаменте построена «богообразная» личность, которую, пока человек жив, невозможно делить на какие-то части: на тело, на душу, отдельно на физические, соматические, психические проявления. Если пытаться эти стороны выделять и работать с каждой из них изолированно, ошибка гарантирована. Исцеление зависимого человека соответственно должно исходить из этих двух основных положений – целостности личности и ее социальности.

Термин «теосис», обόжение означает, что в природе человека развивается природа Иисуса Христа. Будучи тайной, вероятно превышающей тайну любого творения Бога, природа человека имеет уровень или уровни, которые недоступны рефлексии человека. Отсюда проистекает принципиальная позиция всех участников терапевтического процесса. Если они лечат человека от каких-то болезненных симптомов, они могут оценивать успешность своего лечения по тому, как эти симптомы исчезают. Но они никогда не смогут дать оценки здоровью этого человека в библейском смысле. Тайна пациента – это тайна не просто индивидуальная, она и социальная и космическая. Имея дело с зависимым нужно, прежде всего, опираться на Провидение Божие и с этим Провидением сотрудничать, пытаться понять волю Божию об этом человеке. Отсюда вытекает весь инструментарий и профессиональной, и церковной, общинной жизни для участников процесса исцеления. Подробнее об этом смотрите в разделе «ответы на вопросы читателей».

Зависимость и греховность

Основные аспекты, характеризующие внутреннюю жизнь человека – это интеллектуальная сфера личности (разум), эмоциональная и волевая сферы. Они взаимосвязаны. Так эмоция – это, по этимологии, то, что вызывает motus, движение. То, что заставляет человека как-то внешне реагировать. Что такое чувство страха? Человек говорит: «Я чувствую страх». На самом деле он ощущает, что у него сжимается под ложечкой, ощущает напряжение, или спазм. Есть результаты интеллектуальной работы, волевая установка на сопротивление или на пассивность, которая окрашивает этот страх в паническую окраску или в настроенность на активную защиту, и прогнозирование интеллектом возможных опасных последствий. То есть в том, что представляется чувством, задействован целиком весь человек, его внутренние и внешние способности.

Грех, усиленный страхом недоверия в Богу, принципиально ослабляет свободную волю грешного и больного человека. Греховный интеллект начинает работать на понятийном аппарате, где высшие ценности не настолько ценны, чтобы человек мог отдать себя ради них. Основное назначение мыслительной способности человека – правильно определять себя в мире – искажается, потому что человек в грехе изначально настроен на то, чтобы защититься от невыносимой реальности, дезориентировать себя. Разум и чувства начинают выполнять задачи защитные, противные их природе.

Эмоциональная составляющая фундаментальной поврежденности или греховности человека – это трансцендентальный страх, на который накладываются вторичные проявления частных страхов. Волевая установка – это гордость как стремление дезориентировать себя в мире относительно истины о Боге. Более интеллектуальная, мировоззренческая часть греховности – эгоизм. Интеллект стремится создать искаженную, не чисто понятийную, а ценностную модель мира, в центре которой находится «Я». Парадоксально это может выражаться в форме как завышенной, так и заниженной самооценки.

В психологической литературе по созависимости принято говорить о «базовой созависимости» - это психологический аналог греховности. На греховность накладывается такая человеческая беда, как химическая зависимость.

Что касается благодати, то опытно она ощущается человеком как обнаружение неких получаемых даров (например, возникшая в ходе реабилитации способность алкоголика преодолевать тягу к спиртному) и того, что он сам вдруг становится способным делать другим дары, не обусловленные никакими эгоистическими соображениями (на практике эгоистические соображения есть, но не на первом месте). Эгоизм перестает быть главным мотивом жизни.

Если имеется существенно греховная привычка, с которой исключительно трудно или даже невозможно бороться простым усилием воли, чаще всего можно сказать, что это зависимость, которая действует по химическим механизмам. Длительные угнетенные или невыносимые эмоциональные состояния, сопровождающие «тягу», в умозрительной антропологии и аскетике отцов Церкви не отделяются от греха «уныния». Но сейчас ясно, что для химически зависимого человека угнетенное эмоциональное состояние, вообще говоря, не греховно. Проблема в том, что уже состоявшийся зависимый человек, как состоявшийся грешник, научился жить греховно. Этот греховный стиль жизни в свою очередь усиливает тяжелые эмоциональные состояния: одиночество, потерянность или, наоборот, раздражение, злобу, ненависть – не ситуационную, но пребывающую и захватывающую волю этого человека.

Зависимый человек привыкает компенсировать эмоциональный дискомфорт стимуляторами – веществами или действиями. В результате система вырабатывания собственных соответствующих нейромедиаторов и их диссоциации у него в организме разлаживается еще больше. Если говорить о наркотиках, то со временем идут органические изменения рецепторов в мозгу, и мозг становится еще менее чувствительным к тем дозам, которые организм сам вырабатывает.

Подробнее о химической зависимости – смотрите в разделе «ответы на вопросы читателей».

Здесь можно ввести термин «потворства себе» – линия жизни и конкретного действия, противоположного выздоровлению. Для обнаружения потворства себе или зависимому ближнему, различения эгоистической жалости и подлинного сочувствия необходимо различение духов. Бывает, что в психологических группах люди также потворствуют друг другу. И религиозную жизнь можно использовать таким образом. Но это продолжение болезни, а не путь к выздоровлению.

Греховность людей с химической зависимостью является специфичной, она окрашена в другие тона. Эта специфическая окраска – привычная тусклость жизни и те греховные способы придать ей яркость, от которых они не могут избавиться, приняв решение так больше не делать. Решение должно быть принципиально иного порядка – не жить в грехе вообще. Зависимое поведение связано не с отдельными грехами, не с отдельными греховными решениями. Оно оказывается вписанным в поврежденную природу этого человека и требует полного разворачивания этой природы в другое русло, настоящего «обращения». Если такого не происходит, человека, отказавшегося от одного вида зависимости, затягивает в другую форму зависимого поведения. Например, перестает пить, становится трудоголиком и наивно думает, что он здоров.

Христианские мыслители и, прежде всего, монашествующие Отцы Церкви, описывали сформировавшуюся уже греховную личность через три основных категории: пороки, страсти и одержимость.

Пороки могут быть привычками, образовавшимися в результате греховного злоупотребления этими формами поведения, по механизму психологической зависимости. В этом случае возможно избавление от них усилием воли, покаянием в этом грехе, отрывом от объекта порока, воспитанием. А могут быть пороки, родившиеся из предрасположенности конкретного человека к развитию зависимости по типу химической. Тогда ординарными воспитательными мерами, усилием воли, стремлением к самовоспитанию и обычным покаянием не обойдешься.

Страсти – это циклы навязчивых ментальных и эмоциональных состояний, захватывающих личность. Устойчивого утоления страсти не может быть, потому что она подпитывается неудовлетворенностью «по жизни», хроническим дискомфортом. Природа этого дискомфорта может быть разной, часто – связанной с химической зависимостью.

Христианские практики отмечали еще один фактор – одержимость дьяволом или бесами. Это положение, когда человек собой не владеет или ощущает внутреннюю борьбу, при этом у верующего человека есть ощущение, что на него воздействует какая-то внешняя сила, которую он идентифицирует как дьявола или бесов. Неверующий человек это воспринимает в других терминах. Характерный пример с наркоманами в состоянии абстиненции: один, неверующий, рассказывал, что у него были судороги, сводило ноги, даже падал с кровати. Другой, верующий, рассказывал, что в абстиненции дьявол его сворачивал винтом и сбрасывал с постели. Существенно, что есть во всей этой сфере и область паранормальная. Одержимость смыкается со страстями в компульсивным поведении. А лживость и изворотливость, проявляемая одержимым – смыкается с защитой отрицания проблемы зависимости.

Важно также, что можно помочь лишь тому, кто собирает собственные силы и решимость для освобождения от дьявола.

Покаяние зависимого

Что же все-таки представления о химической зависимости добавляют к традиционным представлениям христианской антропологии и аскетики? Принципиально, вероятно, ничего, но позволяют точнее очертить границу свободы и несвободы – греха и болезни.

Если знать силу и устойчивость механизмов самоотчуждения обсловленных природой химической зависимости, когда человеку изначально не хватает уверенности в себе, нормального опимизма и т.д., можно понять, что сознание вины и стыда этого человека неадекватно велико. Это дает возможность снять груз переживаний зависимого по поводу вымышленной части его вины. Есть и настоящая его вина, но она станет видна, только если отделить ее чувства вины, затрудняющего доверие Богу.

В рамках трех элементов классической христианской антропологии (пороки, страсти и одержимость), освободиться от этого довеска, чувства вины, трудно. Используемые понятия позволяют этого сделать с гораздо более сомнительным эффектом. Валить всё на одержимость дьяволом? «Дьявол сковал или помрачил сознание, заставил выпить всю бутылку до конца». В примитивных религиях и в народном деревенском христианстве часто видно, что у людей страх перед дьяволом практически гораздо сильнее, чем чувства к доброму Богу. Бог оказывается больше теоретической фигурой, а дьявол – реальной.

У человека, когда он находится под властью страхов, стыда и чувства вины, основной мотив в жизни – избежать ситуаций, когда эти чувства становятся непереносимыми. Это называют негативным или избегающим мышлением.

С избегающим мышлением связано и стремление контролировать других. Оно не допускает свободный диалог людей, права на непредсказуемое творчество, заблуждения и ошибки. Вера оказывается основанием для преодоления избегающего мышления, развития свободы человека. Уменьшается страх перед днем завтрашним, сегодняшним и вчерашним, и появляется мужество отказаться от удобных защит, мужество и способность принимать страдания сознательно, не избегать их. В христианстве символ креста, распятие, крестное знамение – это символ готовности приносить себя в жертву как дар Божий. Делать дар Божий из себя. В методологии реабилитации зависимых и созависимых это идет как постепенный процесс. Назовем его процессом последовательного покаяния – последовательного в том отношении, что первое покаяние в этом процессе делается за всю прошлую жизнь. Не на том уровне, когда отчужденный от себя человек выдумывает свои грехи, но на уровне знаний о поврежденности своей природы как зависимого и созависимого человека. Результаты этого покаяния вносятся в мировоззрение. Картина мира освежается постоянно, покаяние последовательно продолжается. Так с Божьей помощью идет исцеление как рост в благодати.

Исцеление зависимого – это то, что по-хорошему, должно начинаться с рождения. Серость восприятия жизни у зависимых в отрыве от объекта зависимости в какой-то мере может восстанавливаться, организм начинает учиться использовать собственные ресурсы. Природные дефекты не исчезают полностью, однако всем чего-то не хватает, не это самое плохое в жизни.

Вопросы

1. Какие особенности имеет лечение зависимых в различных христианских конфессиях?

Лечением зависимых занимаются представители разных христианских конфессий. Их конфессиональные взгляды в разной степени находят применение в практике лечения. Некоторые лечебные программы существуют как конфессиональные или церковные. Так для ряда неопятидесятнических объединений лечение молодых наркоманов является формой миссии среди молодежи. Несмотря на различия в подходах и конкретных методиках лечения все эти лечебные программы подразумевают получение помощи Бога там, где человеческие усилия слишком слабы для достижения освобождения от зависимости.

Литература по популярному методу 12 шагов обычно принадлежит перу протестантских авторов. Это вызывает настороженное, а часто просто предубежденное отношение со стороны православных христиан. Чем горячее их приверженность «святоотеческой традиции», поверхностно понимаемой, тем сильнее неприятие «неправославных» подходов к лечению. С другой стороны у представителей католической Церкви иногда встречается некритичное отношение к тем интерпретациям 12 шагов, которые дают протестантские авторы.

В лоне протестантизма родились и широко распространились подходы, связанные с христианским консультированием и групповой терапией. Процесс исцеления построен на попытке выводить человека к свободе, пользуясь психологическими представлениями и методами индивидуальной и групповой психотерапии. В качестве позитивного примера даютсят христианские ценности, образ Христа, моральное учение.

На другом полюсе находятся такие «церковные» реабилитационные программы, все лечебные инструменты которых помещаются внутри богослужения или монастырского устава. То есть это и собственно литургия, а также исповедь и елеопомазание и молебны «специализированным» святым: допустим, св. Пантелеймон отвечает за исцеление бедных и заключенных, в частности, от пьянства.

В первой модели лечения обращение идет, прежде всего, к разуму человека, к сознанию, к способности сознательно формировать у себя ценности. При этом есть угроза смещения к чистому психологизированию. Во второй модели идет обращение, прежде всего, к дарам Божиим: человек молится и постится, предполагается, что Бог делает всё остальное через святых, через Богородицу, через энергии и т.д. Недостатком этого подхода является отсутствие серьезного исследования своей личности, оно даже считается вредным. Кроме того, зависимому или созависимому человеку тяжело, а часто просто невозможно бывает воспринять общинный, социальный характер богослужения, потому что болезнь тянет его замкнуться на индивидуалистическом религиозном мировоззрении и стиле жизни.

Следует заметить, что в разделении, проведении границы между болезнью, которую надо лечить, немощью, которую надо принять, и с грехами, в которых надо каяться – работает в полной мере различение духов. Нужно провести такое разделение в себе, в другом человеке. Терапевтическая община пытается такое разделение провести в своем брате или сестре, чтобы определить стратегию обращения с ними, основываясь на сотрудничестве с Божественным Провидением.

2. В чем заключается «химическая зависимость» и как интерпретировать ее с христианских позиций?

Поврежденность человеческой природы грехом на всех уровнях, предполагает и поврежденность на генетическом уровне. Это не означает, что человек рождается злым, но означает, что у него есть некая генетически сформировавшаяся слабость, через которую он и может стать жертвой провокаций дьявола, приобретает специфическую греховность зависимого человека. Строго говоря, тот факт, что все люди рождаются разными на генетическом уровне, не имеет отношения к поврежденности мира грехом. Для Бога совершенно неважно, рождается человек с теми или иными генетическими дефектами, всё равно он может прийти к спасению, как и любой другой. Для Бога скорее важен весь социальный набор индивидуальных генотипов, который дает человечеству в целом совокупность существующих слабостей и талантов. В этой совокупности становится возможным проявление усилия для взаимопонимания, любви и взаимной поддержки, солидарности, которые ведут человечество к спасению.

С другой стороны, само зачатие человека в определенной мере может являться результатом человеческого греха, когда зачатие происходит без любви или без уважения друг к другу, происходит между людьми, которые вообще не могут дать здоровое потомство, и т.д. Люди с наследственными заболеваниями, с наследственным алкоголизмом, вступая в брак, рождают детей нередко с еще худшей наследственностью. Но плохо не это, а то, что они получают жизнь в такой атмосфере в семье и обществе, что их положение сразу становится угрожающим, они получают много зла в детстве и потом, став взрослыми, могут принести другим людям еще больше зла.

До сравнительно недавнего времени мыслительную деятельность человека представляли как работу телефонной сети, позднее, как сложной компьютерной сети, построенной на принципах, превосходящих известные нам компьютеры. Это «компьютер», у которого сам «процессор» и «программы» могут перестраиваться в ходе работы. Важным оказалось открытие химической природы мышления и эмоциональной деятельности человека, открытие веществ, которые сейчас называют нейротрансмиттерами или нейромедиаторами. Эти вещества вырабатываются в организме и уничтожаются самим же организмом при необходимости. Они участвуют в передаче сигнала от одного нейрона к другому. В синаптическом контакте эти вещества влияют на проводимость белковых веществ, образующих контакт, и в зависимости от этого импульс проходит хорошо, или плохо, или вообще не проходит, передача блокируется.

Все нейромедиаторы влияют на эмоциональный фон человека, на успешность решения поставленных задач – в зависимости от класса веществ. Например, адреналин дает возможность эффективно реагировать в момент опасности, проявлять решительность.

Эндорфины («внутренний морфий») отвечают за оптимистический эмоциональный фон и уверенность в себе. Нейромедиаторы изучают уже несколько десятилетий, известно их довольно много. Так одна из современных теорий «быстрого» сна гласит, что в этой фазе мозг работает как в состоянии бодрствования, но центры, отвечающие за моторную деятельность, в мозгу блокируются определенным нейромедиатором, и поэтому мышечная активность отключена.

Индивидуальные нарушения в выработке, прежде всего, эндорфинов вместе с факторами неоптимального и греховного окружения приводят к осуществлению так называемой химической зависимости.

Есть эмпирические данные, и на генетическом уровне, и на биологическом, указывающие на биологическую особенность людей с зависимостью. Очень важно, что в процессы, происходящие в личности человека, зависимого от психоактивных веществ, подобны процессам, имеющим место при определенного рода нездоровых межличностных отношениях, называемых созависимостью. Любая зависимость описывается также и в терминах исключительной потребности человека в других людях. Это неспособность самостоятельно вырабатывать решения и иметь независимую позицию, утрата решительности, доверия к себе.

У многих зависимых (включая тех, кто не злоупотребляет алкоголем или наркотиками) химическая зависимость видна просто по характеру того, как протекают переживания, с какой легкостью возникают эмоциональные потрясения, по какому циклу они переживаются и как легко они сказываются на соматической стороне.

Увлечение теорией химической зависимости, разумеется, таит в себе и опасности, когда из всего многообразия факторов и механизмов, образующих внутреннюю психическую жизнь и поведение человека, выдергивают некий новый фактор, и начинают с его помощью стараться объяснить всё происходящее. Такой элемент увлеченности представлениями о химической зависимости, как научной моды, встречается, но сама идея химической зависимости представляет собой чрезвычайно важное достижение.

о.С. Николенко

19.01.2009