Прощальная месса Апостольского нунция Архиепископа Антонио Меннини

Апостольский нунций в Российской Федерации архиепископ Антонио Меннини возглавил 30 января воскресную мессу в московском католическом соборе. Эта месса стала прощальной для нунция, который представляет Ватикан в России с 2002 года. В декабре прошлого года Бенедикт XVI назначил его представителем Святого Престола в Великобритании. За мессой в соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии нунцию сослужили все четыре российских католических епископа: председатель Конференции католических епископов России, ординарий архиепархии Божьей Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци, епископ Преображенской епархии в Новосибирске Иосиф Верт, епископ епархии св. Климента в Саратове Клеменс Пиккель и епископ епархии св. Иосифа в Иркутске Кирилл Климович.

По завершении мессы, обращаясь к собравшимся, Его Высокопреосвященство сказал:

Дорогие собратья епископы, священники, монашествующие, возлюбленные братья и сестры!

В заключение этого богослужения хотел бы выразить еще раз мои пожелания и любовь к вам, и вместе с вами поблагодарить Господа за эти годы служения на российской земле. Когда я приехал в Россию для исполнения миссии, возложенной на меня Святейшим Отцом, я прекрасно знал, что окажусь в стране с великой и древней христианской традицией, которой я давно восхищался и которую старался изучать. Это кажется мне единственно возможной основой для подлинно церковной работы. Сегодня, в общей для всех ситуации секуляризма, и особенно в России из-за тяжелых ран, ей нанесенных в десятилетия безбожных гонений, – сознание быть «посланным» для свидетельства должно соединяться со стремлением к братскому единству со всеми, кто называет себя учениками Христовыми.

В этом меня всегда вело и поддерживало папское учение - как Великого Папы Иоанна Павла II, беатификацию которого через несколько месяцев мы будем иметь счастье увидеть, так и Бенедикта XVI, неустанно призывающего способствовать «экуменизму любви, вытекающему из новой заповеди, которую Иисус оставил Своим ученикам. Любовь, сопровождаемая конкретными делами, создает доверие, открывает сердца и глаза. Диалог милосердия по своей природе продвигает и освящает диалог истины. В действительности, только в полной истине может иметь место окончательная встреча с Духом Христовым».

Для Католической Церкви, как и для Русской Православной Церкви, с перестройкой закончился долгий период преследований и испытаний. Сейчас все проблемы постепенно решаются, и католики все больше осознают себя неотъемлемой частью своей страны; можно наблюдать возобновление диалога и сотрудничества на общественном и на церковном уровне.

Несмотря на свою немногочисленность, католическая община считает привилегированными областями сотрудничества культуру, образование и общественную деятельность; среди христиан растет осознание необходимости вместе отвечать на вызовы, бросаемые секуляризованным обществом.

Годами Западная Церковь питала свой дух, обращаясь к богатству христианской традиции на Востоке: к богословию иконы, к русской религиозной философии, к свидетельству российских новомучеников ХХ века… Сегодня католики могут внести свой вклад, предложив Русской Православной Церкви и рoссийскому обществу свое собственное свидетельство и опыт христианского присутствия, особенно в культурной и социальной областях, которые в России, в силу исторических причин, долгое время оставались монополией атеистического безбожного режима. На мой взгляд, российские католики смогут найти свое место и понять собственную задачу в обществе в той мере, в какой будут всё больше углублять знание и опыт собственной традиции, собственной «кафоличности».

После своего избрания Бенедикт XVI заявил о твердом намерении способствовать установлению, развитию и укреплению братских отношений, основанных на любви и доверии, со всеми Православными Церквами (и в их числе, далеко не в последнюю очередь, с Русской Православной Церковью). Я думаю, что необходимо не что иное, как следовать Святейшему Отцу, возвращаясь к его излюбленным словам, сказанным святым Бенедиктом: «Nihil praeponere Christi amori» («Ничего не предпочитать любви Христовой»).

Позвольте мне оставить вам это как пожелание для вашего ежедневного свидетельства, а со своей стороны я обещаю молиться каждый день, чтобы Господь поддержал вас на этом пути. Никогда не смиряйтесь с разделением, как будто оно является нормальным и даже желательным состоянием, никогда не делитесь между «нами» и «ими», никогда не соразмеряйте ответ, который вы получаете в обмен на ваши инициативы. Живите той же любовью, которой Иисус горел, умирая за нас на кресте, «когда мы были еще грешниками» (Рим 5:8), сделайтесь «всеми для всех, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор 9:22). Любое другое отношение – это просто политика, обмирщение! А единственный смысл жизни христиан в миру – в том, чтобы они явились прозрачным знаком победы Воскресшего, зарей «новой твари». Это относится как к братьям из других вер и христианских конфессий, так и, подчеркиваю, к внутренней жизни самой католической общины, ассоциаций, приходов, семей. Молитва Иисуса «Да будут в Нас едино, дабы мир уверовал», станет, таким образом, вашей ежедневной молитвой и жизнью.

Меня впечатлило то, что сказал Святейший Отец во вторник, в праздник святого апостола Павла: «Мы прекрасно знаем, как нам еще далеко до единства, о котором молился Христос и которое отличало первую Иерусалимскую общину. Стремление восстановить христианское единство не может сводиться к признанию имеющихся различий и мирному сосуществованию разных конфессий. Мы взыскуем единства, о котором молился Сам Христос и которое по самой своей природе проявляется в общении веры, Таинств и служений. Обязанность стремления к такому единству есть нравственная заповедь, это наш ответ на призыв Господа.

Следовательно, нам необходимо преодолеть искушение разочарованием и пессимизмом, которое обусловлено недостатком веры в силу Святого Духа. Нам необходимо всеми силами продвигаться к поставленной цели, вступая в серьезный диалог, вникая в наше общее богословское, литургическое и духовное наследие, ближе знакомясь друг с другом, воспитывая в экуменическом духе новые поколения, но прежде всего – прибегая к обращению сердца и молитве».

И я уверяю вас, что таким образом ваша жизнь и ваша община будет процветать и приносить в изобилии неожиданные и прекрасные плоды. Аминь.

http://cathmos.ru/content/ru/publication-2011-01-31-15-24-14.html

http://cathmos.ru/content/ru/publication-2011-01-31-11-18-30.html