Хорошие новости для всех католиков восточного обряда, не имеющих своей иерархии
В ходе четвертой общей конгрегации Специальной ассамблеи Синода епископов по Ближнему Востоку с докладом о законном разнообразии литургических традиций в Церкви выступил известный специалист по восточному каноническому праву епископ Димитриос Салахас, апостольский экзарх для католиков византийского обряда, проживающих в Греции.
Массовая эмиграция верующих католиков восточного обряда с Ближнего Востока на Запад, на церковные территории латинского обряда, делает безотлагательной задачу их пастырского окормления и уточнения их юридического статуса. Монс. Салахас напомнил, что Второй Ватиканский собор, вслед за верховным законодателем Католической Церкви – Папой Римским – позаботился достаточным образом о нормах, необходимых для выполнения этой задачи. Проявлением такой заботы стало обнародование двух различных кодексов канонического права Католической Церкви: одного для латинского обряда и другого – для восточных обрядов.
Восточный кодекс устанавливает основной принцип для таких ситуаций: верующие восточных Церквей, даже если они вверены пастырскому попечению епископа или настоятеля другой Церкви sui iuris, в том числе латинской, остаются неизменно членами собственной Церкви, должны соблюдать в любой части света собственный обряд, понимаемый как самобытное литургическое, духовное и дисциплинарное наследие.
Еще один принцип, на который сослался монс. Салахас, заключается в следующем: там, где Апостольский престол еще не учредил собственную иерархию для верующих восточного обряда, необходимо считать ординарием иерарха другой Церкви sui iuris, например, латинской. Иными словами, верующие восточного обряда подчиняются юрисдикции местного епископа, которым может являться епископ латинского обряда.
В этих случаях, продолжил греческий иерарх, права и обязанности латинского епископа, в епархии у которого имеются верующие восточного обряда, заключаются в том, чтобы гарантировать этим верующим возможность соблюдения собственного обряда: литургии и канонической дисциплины. Таким образом, должны быть созданы специальные структуры, предусмотренные латинским кодексом канонического права, например, территориально-персональные приходы. Монс. Салахас подчеркнул: в том, что касается Таинств христианского приобщения и брака, два кодекса канонического права содержат неодинаковые нормы, узаконивая различия между латинским и восточными обрядами. Это означает, что латинский епископ или настоятель должен быть достаточным образом осведомлен об этих законных различиях и содействовать соблюдению восточной традиции для католиков восточного обряда, проживающих в данной юрисдикции. Недопустимо также навязывать восточным католикам латинские обычаи и нормы, как, к сожалению, это происходит в западных странах по причине недостаточной осведомленности.
Поэтому монс. Салахас считает безотлагательным наставление латинских семинаристов из епархий, где есть восточные католики, в том, что касается восточной дисциплины. Епископы и настоятели приходов в этих церковных округах обязаны знать особенности восточной дисциплины, чтобы обеспечить верующим возможность соблюдения их обряда, продвигая тем самым восточно-католическую самобытность в лоне Вселенской Церкви.
В заключение своего доклада монсеньор Салахас подчеркнул: как все латинские епископы должны быть осведомлены о восточном каноническом праве, так и восточные епископы должны знать латинский кодекс. Второй Ватиканский собор учит, что при сохранении единства верующих в единой Вселенской Церкви восточные и западные Церкви имеют право и обязанность основываться на собственной дисциплине, на благо верующих обоих обрядов.
- Войдите на сайт для отправки комментариев