Малые группы по изучению Библии
«И каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян 2,46).
Глядя на фруктовые деревья и сравнивая их с церквями, мы обнаруживаем, что, как для деревьев ветви, таки для церквей, малые библейские группы имеют огромное значение. В некоторых церквях такие ветви явно просматриваются в форме воскресных школ, в других - используются самые разнообразные формы малых групп: домашние церкви или группы верующих, объединённые общим служением.
1. Библейское основание малых групп
Мы являемся свидетелями подъёма служения в малых группах, как в церкви, так и за её пределами. Развивая стратегию насаждения (основания) церквей, мы должны открыть парадную дверь и закрыть «черный ход». Рик Уоррен метко высказался о росте церкви, говоря, что церковь «должна становиться больше и меньше одновременно». Служение в малых группах должно основываться на крепком основании. Простое изучение Библии показывает нам быстрый рост первой (ранней) церкви и необходимость организационного построения церкви для её дальнейшего роста.
Описание роста церкви мы находим в книге Деяния святых Апостолов.
В этой книге мы читаем: «И в те дни Петр, став посреди учеников, сказал,- было же собрание человек около ста двадцати» (Деян.1:15). Это была небольшая группа преданных верующих, в послушании Господу, оставшаяся в Иерусалиме. Эти верующие стали ядром христианской церкви.
Что-то особенное произошло, так как за короткий промежуток времени группа из ста двадцати верующих приумножилась до трех тысячи ста двадцати человек. «Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян.2:41). Уровень роста составил 3744%. Первоначально небольшая группа верующих не ожидала такого события. Это произошло вследствие силы Святого Духа, действующего как на верующих, так и заблудших.
Господь оказывал своё действие на людей, приходивших на домашние собрания, добавляя к числу верующих всё больше людей. «Господь же ежедневно прилагал спасаемых к Церкви» (Деян.2:47). Сколько людей прибавилось к верующим, - мы не знаем, но значимость этого отрывка заключается в том, что количество верующих возрастало каждый день. Организационной структуры служения не было, но непроизвольные, спонтанные собрания привлекли много пытливых и ищущих истину людей, нашедших путь к Иисусу Христу как своему Господу и Спасителю.
Но не только в этом проявилась многогранная сила Святого Духа. Когда Пётр и Иоанн вошли в храм для того, чтобы помолиться в час девятый, произошло исцеление хромого человека силою Святого Духа и этот человек вошёл в храм, прыгая от радости и прославляя Бога. Этот случай Бог применил для того, чтобы Его ученики могли провозгласить Благую весть о спасении многим людям. В тот день можно было только возрадоваться в благоговении перед тем, что Бог совершил в душах тысяч людей, которые присоединились к церкви. «Многие же из слушавших
слово уверовали; и было число таковых людей около пяти тысяч» (Деян.4:4). Мы должны помнить, что единственным храмом в то время был иудейский храм. Основным же местом собраний для совершения поклонений, наставлений, дружеского общения и служения являлись дома жителей. Что больше всего поражает - так это рост количества верующих за столь короткое время. Мы можем предположить, что меньше чем за год количество верующих составило более 10 тысяч.
Количественный рост не остановился на этом: «Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин» (Деян.5:14). Хотя многие боялись принять новую веру, тем не менее, количество верующих росло. Это - как основная тема симфонии, повторяющаяся ещё и ещё раз. «И слово Божие росло, и число учеников весьма умножалось в Иерусалиме; и из священников очень многие покорились вере» (Деян.6:7). По умеренным оценкам, количество верующих в Иерусалиме на период времени, описанный в Деяниях святых Апостолов 6:7, составило 25 000.
Организационное построение ранней церкви.
Из книги Деяния святых Апостолов 2:6 (и последующих стихов) мы видим, что церковь исполняла своё служения, собираясь в большие и малые группы.
Собрания больших групп верующих. Мы не знаем: как часто собирались христиане в Иерусалимском храме (Деян.2:46). Ранняя церковь проводила собрания больших групп верующих в пределах храма. По всей вероятности, большие собрания имели евангельскую направленность: знамения, чудеса, провозглашение Благой вести.
Собрания малых групп верующих. Они собирались для преломления хлеба в домах (Деян.2:46). Церковь собиралась малыми группами, переходя из дома в дом. Собрания малых групп, как правило, посвящались дружескому общению, ученичеству и нуждам верующих.
Когда церковь переместилась из Иерусалима, она сохраняла такой двунаправленный подход в служении, используя разнообразные возможности для проведения больших собраний. Малые группы ранней церкви существовали для того, чтобы осуществлять основные функции церкви, такие как обучение, хлебопреломление, провозглашение Благой вести и служение друг другу. Суммируя, это можно выразить в следующей форме:
служение друг другу (Деян.2:44,45);
поклонение, хлебопреломление и братское общение (Деян.2:46,47);
обращение к неверующим, евангелизация и проповедь (Деян.2:47; 5:42),
служение друг другу и духовная поддержка (Деян.16:40);
образование, обучение и ученичество (Деян.5:42; 20:20).
2. Основное назначение малых групп.
Малые группы могут выполнять разнообразные виды церковного служения. Все малые группы, независимо от типа, имеют четыре основные функции. Предпочтение той или иной функции зависит от построения и типа конкретной группы. Здоровая в духовном отношении группа реализует все четыре функции.
Обучение. Обучение и ученичество является основной функцией любой духовно здоровой малой группы
Любовь. Все малые группы существуют для того, чтобы служить окружающим людям, отражая Божью любовь.
Действие. Независимо от типа малой группы, полноценная малая группа выполняет конкретные действия. Это может быть особый проект или краткосрочное служение. Группа может быть ориентирована на исполнение определённой задачи.
Принятие решений. Принятие решений является важной функцией малой группы. Решения необходимо принимать; они часто приводят к тесному сплочению группы.
3. Типы малых библейских групп.
Существует шесть типов малых групп. Все типы групп должны осуществлять вышеперечисленные функции, но количество времени, посвящаемое определенному виду деятельности, зависит от типа малой группы. Имейте в виду, что любая функция, добавляемая к основному виду деятельности, может значительно усилить эффективность группы. Например, если группа, в основном, сосредоточена на выполнении определённой задачи (аудиовизуальное служение или группа поклонения), то добавление такого компонента как обучение может значительно укрепить выполнение основной задачи. В других группах, где представлено только обучение, добавление конкретного вида деятельности только усилит группу. Представленная схема типов малых групп носит чисто описательный характер и не предписывает распределение времени на выполнение той или иной функции.
А. Группы воскресных школ.
Б. Домашние группы.
В. Группы ученичества.
Г. Группы евангелизации.
Д. Группы поддержки.
Е. Группа служения.
4. Основные черты духовного здоровья малых групп.
Малые группы основываются на отношениях между людьми.
Малые группы по определению состоят из небольшого количества людей, что даёт возможность развивать отношения в этих группах. Группа из шестидесяти человек уже не является малой группой. Обычно количество человек в малой группе, в зависимости от типа, колеблется от 9 до 15. 12 человек обычно считается идеальным числом для малой группы. Формула R=N(N - 1) важна для запоминания, так как показывает характер отношений в малых группах. Эта формула показывает, что количество связей в группе равно числу человек в группе умноженное на это же
число минус 1. Если у вас три человека в группе, то существует шесть потенциальных связей-отношений в группе. Если шесть человек, то количество связей 30 [6х(6-1)=30]; 12 человек в группе составляет 132 связей-отношений [12х(12-11)=132].
Малые группы предназначены для исполнения определённой цели.
Малые группы должны приумножаться.
Малые группы являются одним из четырех объектов, на которых церковь должна сосредоточить своё внимание, создавая условия для увеличения их числа. Другие три: ученики, служители и церкви, также, должны постоянно расти в числе. Очень часто высказывается мнение, что если церковь в течение года не организовала ни одной малой группы для взрослых, то такая церковь не имеет стремления к росту. Церкви не создавшие ни одной малой группы в течение трех лет имеют тенденцию к вымиранию.
Малые группы можно регулировать по численности.
Малые группы заботятся о подготовке руководителей-служителей.
Иногда основатели церквей говорят: «Мы не можем организовать новые группы, потому что у нас нет руководителей-служителей». Истина заключается в обратном. Причина отсутствия руководителей в том, что вы не основываете новые группы. Существует тесная взаимосвязь между подготовкой руководителей и основанием новой малой группы. Задачей номер один для каждого служителя является не просто вести группу, но определить нового руководителя, заручиться его поддержкой, подготовить его для самостоятельного труда.
Малые группы часто очень эффективны, когда в них приходят новые люди.
Малые группы являются очень хорошей формой адаптации новых прихожан.
Во многих церквях малые группы является основной формой общения новых прихожан с членами церкви. Это способствует тому, что новые прихожане начинают регулярно посещать церковь.
Малые группы облегчают пасторское попечительство.
В общине с численностью 100 человек и менее пастор обычно справляется с исполнением пасторского попечительства. Когда церковь становится больше, другие служители должны помочь пастору в его служении. Одним из очень эффективных способов децентрализации пасторского попечительства является возложение такой обязанности с самого начала на служителей в малых группах.
Малые группы могут быть очень эффективными.
Малые группы устроены таким образом, что могут неограниченно приумножаться.
Малые группы могут собираться в разных местах и условиях, в разное время.
5. Потенциальные возможности служения в малых группах.
Малые группы могут преобразовывать жизнь человека.
Очень часто мы ждём преображения жизни человека в церкви. После рождения человека свыше, весь его опыт преображения, прежде всего, находит своё выражение в деятельности малой группы под руководством наставника.
Малые группы могут закрыть «черный ход».
Целый ряд исследований показывает: если новый прихожанин не установил, по крайней мере, пять значимых дружеских отношений с членами церкви в течение 6 месяцев, то этот человек перестанет посещать церковь в течение последующих 6 месяцев. Малые группы являются идеальным местом для развития устойчивых братских отношений. В малых группах этот процесс происходит намного легче и быстрее.
Малые группы являются эффективным способом построения духовного фундамента будущей церкви.
Малые группы могут стать общиной.
Значительное количество церквей получило своё начало от малых групп по изучению Библии, располагавшихся в близлежащих городках или деревнях в чьих-либо домах или квартирах, или благодаря миссионерам.
- Войдите на сайт для отправки комментариев