о. Роман Пиндель На пути к христианской общине

о. Роман Пиндель - профессор библеистики в Кракове, духовный отец в семинарии там же и там же епархиальный ответственный за "Обновление в Святом Духе".

НА ПУТИ К ХРИСТИАНСКОЙ ОБЩИНЕ

 

Слово "община" в последнее время взлетело на головокружительную высоту и в харизматическом Обновлении стало прямо-таки словом-"отмычкой". Его склоняют на все возможные лады и упоминают при каждом удобном случае, постоянно эксплуатируют и временами почти обожествляют. Такой огромный интерес к общине связан с большими надеждами - для многих участников Обновления само вступление в общину воспринимается как решение жизненных проблем.

 

Однако чаще всего, после вступления просто в молитвенную группу энтузиазм сменяется разочарованием и горечью. Одни, пребывая в этом состоянии, остаются в группе, которую сами называют общиной. Другие, не имея сил выдержать внутреннее напряжение и недоразумения, уходят. Спрашивается - если речь идет об общине - в чем причина такого большого разрыва между ожиданиями и реальностью?

 

Какая группа не является общиной?

 

Для человека, который входит во вновь образованную церковную группу, основная задача - определить, одинаково ли он и остальные члены группы понимают, что они хотят создать: общину или группу? Если бы все они искренне ответили на этот вопрос, можно было бы избежать многих недоразумений и разочарований. Поэтому начнем с определения групп, которые не являются общинами, хотя многие могут называть их именно так.

 

а) деловая группа

 

Так в психологии определяют группу от нескольких до двух десятков человек, которые собираются, чтобы сделать какое-то дело. Оно может быть очень духовным, однако группу называют общиной не потому, что есть общее дело. Например, несколько человек решили провести евангелизацию в своем городе. Собравшись, они ставят задачу и распределяют обязанности. Их объединяет это общее дело, а не личные отношения. Когда дело будет сделано, связь между членами группы или исчезнет, или изменится. В такой группе, прежде всего, важно, кто на что способен. Конечно, на церковном языке это может называться "служением" или даже "харизмой", но члены группы интересуют друг друга прежде всего с деловой стороны - для евангелизации нужно иметь играть на гитаре, петь, свидетельствовать, организовывать технику и т.д.

 

Плохо ли наличие таких групп или хуже ли они, чем общины? Конечно, нет! Просто человеку надо отдавать себе отчет в том, что он вступает в деловую группу и не может при этом давать обещаний, положенных при вступлении в общину - в противном случае, если ему покажется, что он вступил в общину - его ждет разочарование. Он обнаружит, что его воспринимают не как члена общины, а как "винтик" какого-то механизма, ему будет больно осознавать, что его "используют". Его проблемами может никто не заинтересоваться, а если даже и так, то лишь в меру личной христианской отзывчивости, а не в свете отношений, характерных для общины. У отдельных людей в такой группе могут быть более глубокие и даже дружеские отношения, но группа остается всего лишь группой. По окончании дела не будет ни того, что связывало, ни смысла сохранять группу7 Надо подвести итог и сделать выводы на случай какой-то иной совместной работы, поблагодарить Бога, друг друга и... разойтись. Искусственно сохранять группу значит напрасно тратить время и вводить людей в заблуждение.

 

Однако, если с самого начала было ясно: это деловая группа и исходя из такого понимания мы берем на себя новые обязанности, то не будет разочарований, обмана и не оправдавшихся ожиданий, и мы сможем осмысленно и плодотворно вступать в разные деловые группы, а потребность в общине осуществлять в другом месте.

 

б) целевая группа

 

Группа такого типа встречается регулярно, и даже в течении долгого времени, стремясь к достижению определенной цели, которая объединяет ее участников, но, вместе с тем, они могут и как бы "на стороне" реализовывать свои собственные устремления. В целевой группе люди не вступают в серьезные межличностные отношения. Типичный пример такой группы - АА (Анонимные Алкоголики). Цель их встреч - пребывание в трезвости тех, кто признался себе и другим, что он алкоголик и бессилен решить эту проблему самостоятельно. Во время встреч они слушают тех, кто не пьет уже долгое время и обсуждают способы достижения этой цели - и самое важное, что алкоголик не пьет только тогда, когда участвует во встречах с горячим желанием достичь этой цели. Если же посредством таких встреч он захочет реализовать другую цель, он снова запьет.

 

Возможно, что некоторые регулярно ходят в молитвенную группу, чтобы найти поддержку и утешение в повседневной жизни - их хватает только на это, и если и они, и ведущий группы осознаю это - все в порядке. Так можно помогать людям слабым, особенно, если им трудно жить без такой поддержки. Проблема появится, когда ведущий вознамерится создать общину, опираясь на людей, неспособных на это, которых хватает только на то, чтобы использовать "тепло", существующее в группе, где они ожидают помощи и утешения. И если эти люди тоже убеждают себя в том, что создают общину - они заблуждаются.

 

Группы подобного рода совсем не плохи, если правильно осознавать их характер.

 

Присутствует ли здесь Христос? Да, и часто самым наглядным образом. Благодаря личной связи отдельных членов такой группы с Христом и между собою, происходит много хорошего в группе - она "теплая", там привечают каждого, и потому она очень нужна. Самоопределение же как группы необходимо, потому что она функционирует только за счет кого-то и потому находится в огромном напряжении - ведь кто-то должен "греть", чтобы было "тепло". В такой группе может возникнуть много недоразумений из-за высокой концентрации впечатлительных личностей, которая усугубляет проблемы, возникающие в любом собрании людей.

 

В такой группе всегда есть люди, которые спросят: "Что дальше? Мы же ходим по кругу!". Такой вопрос - когда наберутся сил и станут более самостоятельными - зададут и те, кто пришел совсем слабым, с ранами в душе - у них пока еще нет сил, чтобы помогать другим, но они стремятся к духовному росту, они захотят уйти и будут искать место, где обретут продолжение пути. Их не следует оставлять, наоборот, надо поддержать их желание уйти.

 

в) подчиненная группа

 

Такая группа возникает, когда в центре стоит личность, подчинившая себе все отношения в ней. Этих групп много: сектантские, где доминирует лидер (они никогда не станут общинами - лидер не позволит, чтобы кто-то вырос сверх меры - точнее, сверх его меры - в таких группах обычно доходит до манипуляции человеком самыми разными способами); группы, не обязательно подчиненные лидеру, но кому-то, кто собой или своими проблемами так влияет на окружающих, что все заняты прежде всего им. В такого рода подчиненности может присутствовать элемент жалости, восхищения, сочувствия, любопытства, она может быть и бессознательна. Классический пример - ситуация в семье, где в центре единственный ребенок и внимание всех родных сосредоточено на нем. В такой семье нет нормальных, ясных и разнообразных отношений - все танцуют под дудку ребенка, исполняя его желания. И оказывается, что маленький ребенок подчиняет семье умудренных жизнью взрослых.

 

Другое дело, когда подчиненная группа - это община инвалидов и их друзей. В ее центре стоит личность с физическим и психическим расстройством. Друзья-опекуны осознают, в чем истинное благо их подопечных, и творят его - находясь рядом, выслушивая и отзываясь на просьбы и нужды подопечного. Однако, когда желание инвалида вредит ему, опекуны сопротивляются - отказывают, но с любовью, чтобы не ранить. В такой группе к человеку с расстройствами относятся с огромной любовью, потому что в его личности всегда присутствует Христос.

 

Плоха ли такая группа? Это зависит от ситуации. Никто не сомневается, что группы инвалидов и их друзей - это прекрасно и очень нужно в Церкви. Парадоксально, но в такой группе больше получают здоровые, чем инвалиды. Я восхищаюсь множеством молодых людей, которые посвящают свое время и силы инвалидам. Нет сомнений, что таким образом они формируют в себе чуткость, совершенствуют любовь, учатся бескорыстию. Они на самом деле христиане.

 

Есть ситуации, когда присутствие сильного лидера необходимо - если группа слаба и ей грозит распад, а ее членов томит беспокойство. Но это, в любом случае, не может быть слишком долго. К сожалению, в группах Обновления слишком часто случается, что авторитарный руководитель всеми способами оправдывает свое управление с позиции силы. Он даже может использовать хитрость, чтобы продлить жизнь группы, которую Бог не хочет сохранять. Многим группам стоит всерьез задуматься, что лучше: продолжать существование, которое поддерживается силой и диктатурой, духовно уничтожающей ее членов, или мирно разойтись?

 

Но есть ситуации, когда такая группа вредна и опасна. Сильная личность может так подчинить себе группу, что там уже не будет ни духовного роста ее членов, ни осуществления Божиего замысла. Это бывает, когда группа "смонтирована" и поддерживается лидером для удовлетворения его душевных потребностей. В прекрасной и умной книге А.Маненти "Призвание. Психология и благодать" описано функционирование группы, которая именно так подчинена священнику, однако манипулятором может быть и лидер-мирянин с больной душой. Бывает и так, что кто-то всю свою деятельность посвятит организации общины, не замечая, что подсознательно он хочет не столько создать среду, где можно делиться сокровищами Евангелия и лучше постигать их, сколько использовать общину, чтобы не чувствовать себя одиноким и привязать к себе людей, чтобы наслаждаться атмосферой надежности, уверенности и благожелательности. Каждый из нас на собственном опыте знает, как вредны последствия такой деятельности: возникают замкнутые группы, скорее похожие на клубы отдыха, чем на церковные группы, они распадаются, как только "их священник" уедет, там все глаза устремлены на священника-лидера, который для всех истина в последней инстанции, а не проводник к подражанию Христу.

 

Что можно назвать общиной?

 

Есть только одна группа, которую можно назвать христианской общиной (я имею в виду общину христианского возрастания). Это возможно, когда в центре группы - Иисус Христос, и все - оставаясь как бы на периферии - ставят своей целью возрастание во Христе. Они действительно стремятся укрепить свою связь с Христом. Это касается всех, включая лидера и аниматоров, старых и новых членов общины.

 

Стремление каждого члена общины все больше и больше приближаться ко Христу приносит углубление отношений между всеми. Только будьте внимательны - большая общность между людьми - производная от их тесной связи с Христом, а не наоборот! Что же будет, если какие-то члены общины решат сближаться друг с другом, не укрепляя свою связь со Христом? Раньше или позже они образуют клику или партию, вследствие чего развалится единство в обществе, потому что сближаясь друг с другом таким образом, они отдаляются от остальных. Источник единства в настоящей общине крещеных - Бог; общину не создадут человеческие устремления или декларации.

 

Модель и действенность общины

 

То, что было сказано об общине, можно назвать "моделью", образцовой, идеальной ситуацией, которой никогда не будет. Однако, некоторые группы можно назвать общинами, поскольку они ставят цель, характерную для общины, и стремятся ее реализовать. Но, фактически, многие отступают от этой модели, хотя бы потому, что отдаленность от Христа и быстрота приближения к Нему людей различны. После обращения кто-то быстро идет вперед, а кому-то это дается с большим трудом - и это уже источник проблем. А как относиться к "нытикам" в духовной жизни и что делать с теми, кто (по мнению многих) слишком далеко ушел вперед? Если добавить к этому человеческие симпатии, например, привязанность к людям, которым мы благодарны за обращение, наставление, помощь - картина отношений в общине усложнится еще больше.

 

О проблемах отношений в общине св. Павел пишет в 1 Послании Коринфянам, и чрезмерный человеческий авторитет влиятельных личностей там назван как главная проблема общины. Из-за этого внутри Церкви появляются партии: "я Павлов", "я Аполлосов", "я Кифин", "я Христов" (1Кор 1,12). И Павел вынужден спросить: "Разве Павел распялся за вас? Или во имя Павла вы крестились?" (1,13). Излишняя привязанность к объективно заслуженной и выдающейся личности привела к тому, что для кого-то она затмила Христа.

 

В христианской общине лидер и аниматоры должны так строить свои отношения с людьми, чтобы это не привело (даже к ненамеренной) подмене Христа человеком. Любое общение и помощь должны быть направлены на все большую самостоятельность члена общины в развитии его отношений с Христом. Тот, кто ставит в зависимость от себя или привязывает к себе членов общины, разрушает единство, которого ждет Христос.

 

Отношения в реальной общине иллюстрирует схема:

 

Для одного члена общины аниматор заменил Христа. Он может быть не только чрезмерно привязан к своему аниматору, но и подавлен им. Он не будет расти духовно, если не поймет, что самый великолепный аниматор, как и простой член общины, нуждается в том, чтобы возрастать во Христе. Конечно, каждый делает это в меру своих возможностей.

 

У другого члена общины могут быть более разнообразные отношения. Прежде всего, он бережно взращивает самые важные отношения - со Христом. Он поддерживает отношения с аниматором, как с более опытным братом на пути ко Христу, который делится с ним этим опытом. Он поддерживает отношения с теми, кто больше него удален от Христа, и внимательно относится к причинам, по которым это происходит. Когда он видит, что брат в общине, несмотря на искреннее стремление, остается позади, он старается привлечь к себе слабого брата (Рим 15,1-7) - может быть, ему недостает опыта и нужна поддержка в ситуации для него новой, или превосходящей его возможности. Именно в таких трудных обстоятельствах проявляется ценность общины и взаимных отношений. Иначе обстоит дело, когда кто-то упорствует в грехе и разрушающе действует на общину. Если он не принимает замечаний ни с глазу на глаз, ни от авторитетных лиц, и при этом не признает своей вины, Павел велит удалить его из общины. Это надо сделать из любви, чтобы сохранить общину, а для заблуждающегося это будет очередным сигналом для беспокойства по поводу собственной личности.

 

Перев. Ольги Салнит