«Сомнение - вещь очень хорошая»: интервью Блаженнейшего Любомира газете «Украина молодая»

О свободе и произволе, о японских роботах и о грехах, которые провозгласил Папа Римский

Владыка, год назад Папа Римский утвердил «обновленный» перечень смертных грехов. Среди них - использование контрацептивов, аборт, супружеская измена, похоть и т.д. Однако миллионы людей в мире изменяют и используют контрацептивы. К последнему пункту широко призывает социальная реклама. Я хочу спросить: когда уже церковь «повзрослеет»? Ей понадобилось несколько веков, чтобы отвергнуть, например, учение Фомы Аквинского о суккубах и инкубах. Сколько еще пройдет времени, пока станет ясно, что в Библии о презервативах речь не идет? И не поздно будет ли считать тогда своих сторонников, среди которых будут разве что ортодоксы?

Есть вещи преходящие и есть непреходящие. А богословы (и среди них святой Фома) пытались познать глубины Божественного Откровения. Божественная Премудрость бездонна, и человеку не дано понять ее до конца... Обо всем, что является необходимым для нашего спасения, уже сказано. Теперь мы пытаемся это осознать. А богословы, являясь лишь людьми, не застрахованы от ошибок в своем труде. К тому же они - дети своего времени... Но аборт всегда является абортом. Что бы мы ни говорили, как бы мы это не оправдывали, он остается убийством. То же и относительно контрацепции. Я думаю, что контрацепция существовала испокон веков...

Вот как раз...

Но церковь не может приспосабливаться к желаниям или обычаям людей. Люди действуют так, как им это представляется верным. Церковь же должна настаивать на том, чему ее учил Иисус Христос. Меняются разве что акценты. В наше время контрацепция стала слишком актуальной. Потому что настроения сейчас - гедонистические. Главное - это получение удовольствия. И церковь на это реагирует. Поэтому контрацепция сейчас стала камнем преткновения. Люди очень хотят иметь право делать то, что они хотят. Не думая ни о Божьей воле, ни хотя бы о последствиях своего поведения. Я за свою жизнь - которая является не то чтобы слишком длинной, но и не короткой! - наблюдаю за тем, как изменилась мода. Когда я был молодым студентом, в фильмах не показывали ничего, что подчеркивало половую жизнь. Я помню, в Америке был фильм с намеками на эти вещи, так в кинотеатры стояли длинные очереди. Сегодня, спустя пятьдесят лет, наоборот - нет ничего такого, чего нельзя было бы увидеть на экране. Уж на долю воображения ничего не осталось... Изменились вкусы, изменился подход к делу, изменилось все. Но Божий закон не меняется. А что касается Папы Римского, то он не может сказать: «Знаете, теперь такие времена настали - делаем это так. А когда придут другие времена, будем делать иначе».

Я поняла вашу мысль. Но в те времена, когда был дан этот самый закон, многие вещи, которые пришли через двадцать веков, никому и во сне привидеться не могли. Я говорю не о моде. Речь идет, например, о роботах, с которыми вступают в брак. Это не резиновые куклы из секс-шопа, а «умные» жены с определенным интеллектом и набором эмоций. Это похоть? Это - измена? А генно-модифицированные продукты - это гордость? Желание переплюнуть замысел Творца? Не говорю уже о клонировании животных и даже людей - до этого еще не дошло, но когда-то, наверное, дойдет... Церковь не чувствует, что она не успевает за калейдоскопом событий?

Есть общий принцип, а жизнь меняется - это так... Говорят, что за последние сто лет на Земле жило больше ученых, чем за все время до того. И даже не столько ученых, сколько технологов - из военной, медицинской или любой другой сферы. И все эти технологи сделали огромный шаг вперед. Поэтому задачи церкви сегодня очень сложные. Но у нее есть определенные принципы. «Не убивай». «Бог - творец жизни». Думает ли робот? Действительно ли робот чувствует? Даже если мы его настроим как надо и загрузим в него сотни компьютерных программ, разве он станет человеком? Разве он не останется рафинированной игрушкой? У меня относительно робота нет никаких обязательств. Могу взять молоток и разбить его, а потом раскурить косячок [в украинском оригинале - «файку» - прим. пер.] и отдыхать без малейшего угрызения совести. Это же просто механизм, типа мясорубки. Я снова хочу сказать об аборте. Это очень больная тема сегодня. Разве тот плод, что в теле матери, не такой же человек, как тот, кому исполнилось сорок лет? Разве могу я убить сорокалетнего человека? Разница только в возрасте...

Нет, разница не в возрасте, а в основаниях. Можно убить и сорокалетнего, если он этого хочет. То есть провести эвтаназию. Точно так же можно провести пренатальные исследования, и, если в 21-й паре хромосом окажется одна лишняя, то не лучше ли абортировать ребенка, чем родить несчастного на всю жизнь человека с синдромом Дауна?

Нет. Не лучше. Каждый имеет право на жизнь. Мы только так должны это трактовать. Жизнь - Божий дар. Я не могу покончить с собой, потому что уже «зажился». Каким бы бременем ни казалась мне жизнь. Каким бы больным я ни был и с какими бы болями ни жил. Ибо человек действительно верующий должен себя спросить: сам ли я себе дал жизнь, или же я ее получил от Бога? Женщина считает, что имеет власть над своим телом, потому что ребенок еще находится в ее лоне. Но ребенок уже не является частью ее тела, как зуб или мышца... Сейчас власть Бога над человеческой жизнью отрицается, причем по многим причинам. Говорят о свободе человека... Но что такое свобода? Это не произвол, это нечто совершенно иное. Свобода - это возможность делать то, что я должен, а не то, что мне нравится: отрубить нос, отрезать руку, забить кого-то насмерть, изнасиловать - только потому, что мне так хочется...

О Будде и Христе, апостоле Павле и Альберте Эйнштейне, а также о мудрых и неразумных людях

Когда я говорю с вами, я ощущаю новый вкус старых слов. Когда я захожу на сайт УГКЦ в рубрику «Ответы священника», мне часто становится и смешно, и обидно. Иногда вспоминается Гоголь и его сатана - чертик с рожками-ножками и с хвостиком в придачу. Как-то, простите, слишком упрощенно все... Слишком просто и схематично. Мне всегда казалось, что есть два уровня истины: для тех, кто довольствуется внешней стороной правил и ритуалов (того не делаю, сего не ем), и для тех, кто по-настоящему ищет. Хотя тот, кто ищет, всегда одинок и ни в каких готовых ответах не нуждается...

Есть великая правда в словах о том, что под солнцем нет ничего нового. Мы сегодня, например, много говорим о коррупции. Но я только что прослушал книгу «Деяний апостолов», там про апостола Павла... Чиновник держал его в тюрьме, надеялся получить деньги. Да, две тысячи лет назад не было японских роботов, но очень многие вещи уже существовали. Тем более если мы говорим не о технологиях, а о моральном порядке. Это моя первая мысль. Вторая: мы мало сейчас читаем. Все гении человечества - будь они учеными, литераторами или философами - были увлечены вопросами веры. Для них это не было дешевым, легким и простым решением. Они пытались веру понять... Эйнштейн, который не был христианином, воплощал свою веру в своих трудах. Он так видел Бога - в природе и своем творчестве. По-настоящему глубокие люди прикладывают массу усилий. Они переживают больше рядового прихожанина, вынашивая свое главное решение, свое человеческое решение... А те, кто не задумывается о вере, не являются настоящими интеллектуалами. Сомнение - очень хорошая вещь. Ибо сомнение заставляет нас думать. Но думать заставляет мудрого человека, ибо неразумный, услышав о сомнении, скажет, что это неправда.

А у Вас бывали сомнения, владыка?

Да.

И как вы с этим себе справлялись?

Некоторые сомнения я до сих пор не разрешил. Но я должен сказать себе: «Так говорит Бог. Хотя мне это трудно понять, я должен принять Божье слово. И, может, со временем, с Божией помощью, я лучше пойму некоторые вещи».

Есть нечто такое, чего вы не могли бы простить людям?

Боже милостивый, мне даже трудно ответить... Не бывало такого, чтобы кто-то мне причинил такую уж страшную несправедливость. А неприятности повседневного порядка... Да я их тоже совершаю. Поэтому говорю: «Боже, прости ему и мне». Нет, я не имел возможности пережить того, что вы, вероятно, имеете в виду. Поэтому даже не знаю, как бы я в этом случае справился.

Я, конечно, не гений, но еще не нашла своей веры. Вероятно, в вашем присутствии развивать мысль дальше некорректно, но... Но хочется найти объяснением многим досадным моментам, и вот понравился тезис о «молчании нирваны», о том, что бытие - это зло, это ошибка... Собственно, царевич Гаутама не сказал ничего такого, чего бы не изрек цитированный вами Экклезиаст: «День смерти лучше дня рождения». Но, несмотря на свою трагичность, буддизм представляется легким и прозрачным - там пусть хмурое, но облачко. Тогда как христианство - это камнепад кирпичей: грех, грех, грех... Будда, уж извините за выражение, так не давит. Может, потому, что был обычным человеком и сам грешил до того, как стал «просветленным». Но речь не об этом. Хочу спросить: есть ли хоть что-то в других религиях, что Вас бы привлекало?

Нет. Искренне вам скажу, что я не очень глубоко изучал содержание других религий. Не дал себе такого труда. А вторая вещь такая. Христианская вера построена на отношении к Богу. Есть Бог - и есть человек. И это отношение очень личное, экзистенциальное... Это не абстрактное понятие. Бог творит человека и испытывает к нему чувства. И человек обладает чувством к Богу, он думает о том, почему его Бог любит. Иногда всю жизнь уходит на то, чтобы осознать, за что меня любит Бог. И это увлекательнейшее занятие. Я в других религиях такого не встречал.

О расстоянии от Москвы до Ватикана и от политиков до Бога

Не хочется переводить наш разговор в плоскость временной «попсы», но не могу не спросить, насколько церковь, по вашему мнению, ангажирована сейчас в политическую игру? От политики никуда не деться - и крестовые походы были обусловлены политикой, и на провозглашение Брестской унии, положившей начало созданию УГКЦ, также влияли политические факторы. Сейчас депутаты областных советов западной Украины педалируют присвоения УГКЦ статуса «репрессированной церкви». Знаю, что вы к этому относитесь положительно. Зачем Вам это нужно, владыка? Ведь такое решение будет принимать Президент или Премьер, или правительство, или еще кто-то из первых политических игроков. Хотите быть кому-то из них обязанным? Это еще и привяжут к выборам...

Давайте помнить вот о чем: Президент, правительство или Верховная Рада являются только исполнителями, только инструментами государства, но никак не государством в целом. Они как представители народа должны выполнить определенный акт справедливости. У нас отобрали доброе имя, с нами поступили несправедливо. Уже не говорю о том материальном, что мы потеряли - это другая категория. Но церковь была репрессирована. Есть факт, что произошла несправедливость. Политики должны это исправить. Как представители государства, то есть большого сообщества... Хотят они этого или не хотят... Есть такая беда - и не только с нашими политиками, но и во всем мире - им все кажется, что они имеют власть. На самом деле они ее не имеют. И они не являются «власть имущими», как их называют. Потому что власть есть у Бога. Политика - это не профессия, это задание. И они должны это задание выполнять.

Должны, но далеко не всегда выполняют. Политики ничего не делают просто так.

Они будут отвечать за то, как исполняли то, что было дано им в руки.

А церковники? Они будут отвечать? Хотя, кроме Вас, кажется, не осталось служителей церкви в «чистом», неиспорченном виде. Патриарх московский Кирилл, конечно, политик. Он приезжал в Украину как политик. Как политик сделал свои заявления в Крыму. И как политик отчитался перед другими политиками - Путиным и Медведевым. Как вы прокомментируете его визит?

Не хотелось бы входить в такую тематику... Меня не интересует, в какой степени кто-то что-то делает. Меня интересует только, как церковь (и наша, греко-католическая, в частности) исполняет свое призвание как церковь. Вот это важно. Примесь национальной политики для жизни церкви не являются существенной. Это как богатство. Конечно, подобные вещи влияют, но важно то, как церковь - Божие орудие - помогает людям. Мне кажется, что мы слишком много внимания уделяем политике, потому и возникают церковные междоусобицы. Мы должны обращать внимание на существенное. По случаю визита патриарха Кирилла появлялось немало анализов духовной жизни в Украине. И что я должен сказать: не очень то и счастливой она выглядит. Есть у нас христианская культура, но насколько население нашего государства на самом деле получает пользу от церкви? Вот главная проблема.

Так-то оно так, но процитирую Ваши слова из другого издания: «По мнению кардинала Любомира, опасность заключается в том, что Украинская православная церковь может стать орудием, с помощью которого Россия хотела бы не допустить полной самостоятельности Украины...»

Это факт. Такая возможность существует. И лично для меня это очень болезненно. Потому что церковь существует не для этого. Мы этого должны остерегаться и не предавать нашего призвания.

Есть информация, что после этих ваших слов представители Московского патриархата побежали в Ватикан жаловаться на вас. Они недовольны тем, как Вы отстаиваете самостоятельность Украины, Единую поместную церковь... В их трактовке вы сеете межконфессиональный раздор в Украине. И самое обидное то, что в Ватикане (если только верить СМИ) решили прислушаться к Москве. Лучше, мол, указать Гузару на его место, чем ссориться с Россией. Владыка, это правда? Вы ожидаете каких-то санкций от Папы?

Нет. Санкций не будет. Никто ко мне из Ватикана по этому случаю не обращался. У меня нет оснований думать, что на меня кто-то жаловался. Действительно ли кому-то неприятно то, что я говорю? Не знаю. Я всегда стараюсь защищать права церкви. И думаю не только о греко-католиках, но и о церкви вообще. И даже боюсь, что делаю мало. Визит патриарха Кирилла показал, сколько внимания уделяется политическим делам. Моя же мечта - вернуть хотя бы часть того единства, которое было. Сейчас народ не смотрит на церковь как на путь к Богу. Значит, мы любой ценой должны делать все, чтобы служить народу. И если мы этого не делаем - по каким бы то ни было причинам - мы не верны своему призванию. А из Ватикана мне никто не говорил: «Сиди тихо...», и я абсолютно уверен, что есть место для дискуссии, в которой я пытаюсь представить, как обстоят дела в Украине. Я от этого не уклоняюсь, ибо считаю своим долгом. А вообще на меня столько грязи вылито, что мне уже безразлично.

О вторичности финансов, о прошлом и будущем, о пути к лучшей жизни

Владыка, экономический кризис со всеми его последствиями - безработицей, ростом цен, потерей уверенности в завтрашнем дне - как повлиял на вашу паству? Привлек в церковь? Отвлек? Или все осталось, как и было?

Я не почувствовал какой-то большой разницы. Это не первый кризис и не последний. Как и все предыдущие кризисы, он пройдет. Кто-то на этом очень заработает, а кто-то потеряет. Но мы не там ищем беду. У нас - как кто-то об этом метко сказал - кризис умов и сердец. Кризис человека. Ибо кто-то хотел как можно скорее обогатиться, не обращая внимания на других. Опять-таки, из-за того, что «я так хочу». Если мы немного опомнимся и подумаем о том, что надо делиться, будет немного лучше. В мире уже начинают понимать, что напрасно кризис рассматривается как чисто финансовое явление. Потому что дело в духовности. Финансы же - только поле, только экран, на котором это все проявляется.

Это и есть то, что вас больше всего волнует на сегодняшний день? Кризис умов и сердец?

Безусловно, да. Меня волнует, как мало мы сделали для морального оздоровления нашего народа. Мы должны были бы уделять этому намного больше внимания. К сожалению, все идет слишком медленно. Как послушаешь радио, то удивляешься, какого множества разных вещей еще не хватает нам. А почему не хватает? Потому что мы мало стараемся и не слишком сильно чувствуем обязанность, свою ответственность что-то сделать. Но этот кризис возник не сегодня, это все наследие прошлых поколений.

Но вы оптимист или пессимист? Что будет со всеми нами после очередных политических пертурбаций, которые грядут в скором времени?

У меня есть оптимистическое ощущение. Мы шаг за шагом, потихоньку, все же придем к лучшему. Есть проявления добра. Но, к сожалению, у нас и до сих пор в руководстве люди прошлого. В политике, в экономике, в культуре... По меньшей мере, должно смениться еще одно поколение, чтобы осуществился переход от того, что есть, к тому, что мы хотим видеть.

Владыка, Киев является большим Вавилоном. Над коренными киевлянами доминируют те, кто съехался в столицу с разных сторон, причем каждый со своим «уставом». Иногда эти «стороны» являются слишком дальними, как, например, Нигерия, подарившая нам Сандея Аделаджу. Как греко-католики обживаются в городе, где столько церквей и где каждый, в принципе, сам за себя?

Я рад, что я здесь. Думаю, что для нашей церкви возвращение в столицу является очень полезным. Будучи здесь, мы можем осуществить свой вклад в утверждение определенного порядка в нашем социуме, нашем обществе, нашей жизни. Не скажу, что благодаря нам произойдет какой-то колоссальный переворот. Наш вклад является скромным, но последовательным. Дай Бог, чтобы и наша столица, и все мы пришли к лучшей, к более выверенной, к справедливой жизни.

 

ДОСЬЕ «УМ»
Кардинал Любомир Гузар - Верховный Архиепископ Киево-Галицкий, предстоятель Украинской Греко-Католической Церкви. Родился во Львове в 1933 году. Пережил начало Второй мировой войны и советской оккупации. В 1944-м вместе с родителями эмигрировал в Америку. С юности мечтал о служении Богу - соответственно, в 1958 году был рукоположен в священники. В 1972-м покинул Соединенные Штаты и перебрался в Рим - в монастырь Студийского устава. В Украину вернулся после обретения ею независимости. В 2001 году возглавил УГКЦ - согласно решению Синода епископов. С 2005 года пребывает в Киеве, в связи с переносом в столицу Патриаршего престола УГКЦ. Является один из признанных моральных авторитетов нашего времени, традиционно входит в сотню самых влиятельных людей Украины.

Беседовала Наталья Лебедь

http://ugcc.org.ua/?id=825

http://www.umoloda.kiev.ua/print/84/45/51982/

Пееревод RKCVO.RU