"Призвание человека" - Из Катехизиса для молодежи, 2006

 

"Ad experimentum" центры катехизации Архиепархии Божией Божией Матери в Москве и Епархии св. Климента в Саратове под руководством Терезы Канакри FMM, Марты Срока BDNP , Иеремии Станьской CSFN.

45. Права человека 2-го поколения

Права человека второго поколения объединяются в «экономические, социальные и культурные» права. Они касаются достойного уровня жизни, благосостояния, личного и общественного роста, самоидентичности и самоопределения.

Дидактическая цель: Показать, что

- труд для человека является призванием, полученным от Бога, способом реализации себя как человека и правовом в обществе;

- важнейшим принципом, регулирующим социальные отношения в обществе, в том числе трудовые, является принцип солидарности, в основе которого лежит согласование индивидуальности человека и его социальной природы;

- социализм, уравнивающий людей и отвергающий частную собственность, является идеологией, противной Социальному учению Церкви.

Воспитательная цель:

- Пробудить уважение ко всякому труду, даже очень тяжелому и неприятному;

- Пробудить желание достойно проводить досуг;

Литература

Йозеф Хеффнер «Христианское социальное учение», изд. Культурный центр «Духовная библиотека», 2001.

Юзеф Майка «Социальное учение католической Церкви».

Компендиум социального учения Церкви.

Эрик Вайнгатнер «Защита прав человека».

Методы:

- Дискуссия, - Диалог

- Лекция - Работа с текстом в группах и индивидуально

План занятия

I. Вступительная часть:

Выяснение, чем для участников группы является труд

II. Основная часть

1. Труд (Методы: - лекция, диалог, работа с текстом)
2. Солидарность (метод - диалог, самостоятельная работа в группах)
3. Социализм (лекция)

III. Заключительная часть

Дискуссия на тему, как изменился у участников взгляд на труд и на солидарность после этой встречи.

IV. Итоги (После каждой части темы)

Содержание занятия

I. Вступительная часть:

Выяснение, чем для участников группы является труд.

Ученики смотрят на плакат, на котором написано множество названий различных специальностей (Медсестра, актриса, механик, врач, уборщица, парикмахер...). Им задается несколько вопросов:

- Можно ли разместить эти специальности в порядке от лучших к худшим?

- Каковы критерии такой оценки? Высокая оплата? Профессиональное удовлетворение? Степень полезности? Или еще что-то?

О труде существует множество разных мнений. Для одних труд - это способ развивать свои способности и умения, для других - неотвратимое зло. Для кого-то труд является просто элементом человеческой жизни или способом выжить. Пусть каждый напишет очень кратко, чем для него является труд, работа.

II. Основная часть

1. Труд

Что говорит о труде Новый завет?

Ученики в малых группах читают и делятся со всеми результатами размышлений по следующим текстам: Мф 24,45-51; Мф 25, 14-30; Ин 4,35-38; Кол 3,23.

Итог. Важное место в евангельском учении занимает проблема труда и стремление вернуть ему его истинное высокое значение. Чтобы в полной мере оценить отношение Евангелия к труду, нужно видеть все различие в подходе к нему в Ветхом Завете и в античной культуре. В Ветхом Завете труд в почете, тогда как в античном мире физический труд, удел рабов и наемных работников, был, судя по всему, презираем. Роль труда для античной цивилизации неоценима, но тон в этом обществе задавали те, кто жил праздной жизнью и чужим трудом, в основном рабовладельцы.

Весь дух Евангелия противостоит такой установке. Христос Сам Сын плотника, и все указывает на то, что, не будучи еще явлен миру как Учитель, Он помогал в работе Своему названому отцу. Как Учитель и Пророк Он окружает Себя по преимуществу людьми трудящимися (пастухи, рыбаки) и относится к труду с огромным уважением и пониманием. "Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас"(Мф 11, 28). В евангельских притчах труд неизменно представлен как высшая заслуга, достойная всякой награды, а лень и бесцельное существование порицается и осуждается.

Затем катехизатор передает информацию о Социальном учении Церкви, в помощь предлагается следующий материал. Если возможно, ученики могут освоить этот материал самостоятельно. Для этого нужно дать каждому текст, раскрывающий одно их семи значений труда. Задача самостоятельной работы состоит в том, чтобы понять и объяснить всей группе сущность данного значения труда и обосновать на примере из нашей жизни.

Что такое труд

Труд является сознательным, серьезным, целенаправленным применением духовных или физических способностей человека для целесообразного осуществления ценностей, которые служат угодной Богу реализации самого человека (его «самоосуществлению»), а также человеческому обществу и в конечном счете славе Бога. Папа Иоанн Павел II понимает работу в широком смысле: как работу в сельском хозяйстве, на шахтах, металлургических заводах, в строительстве, а также деятельность «в мастерской интеллектуального труда», как деятельность врачей и сестер, как служение жены и матери, а также как «исследование» и «руководство» (Laborem exercens, 9, 14, 19). К тому же «каждый труд, совершаемый с любовью и с открытым сердцем, всегда приближает человека к Богу» (бл. Тереза из Калькутты).

Семь значений труда и профессии

1. Труд как необходимость, как нечто неизбежное. Благодаря своему телу человек принадлежит к природе. Своеобразное включение в окружающий мир вещей, растений и животных заставляет человека трудиться. Без труда невозможны самосохранение, сохранение рода и развитие культурной жизни. Писание говорит: «И усердно стараться о том, чтобы... делать... как мы заповедовали вам; чтобы вы поступали благоприлично перед внешними и ни в чем не нуждались» (1 Фес 4, 11, 12).

2. Труд как путь к саморазвитию человека. В труде становится «более человеком» (LE 9). Бог есть полнота жизни, бесконечная активность. Как подобие Бога, человек предназначен также к самопреобразованию. Бог создает все не один, Он предоставляет поле деятельности людям, которых наделил способностями познания, хотения и творческого созидания. «Не много Ты умалил его перед ангелами; славою и честию увенчал его; поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его» (Пс 8, 6-7). Труд - предпосылка физического и духовного развития человека.

3. Труд как созидание и освоение мира. Бог подарил человеку не только многие способности самореализации, но и предоставил ему поле деятельности во Вселенной: «наполняйте землю, и обладайте ею» (Быт 1,28). Мир - произведение Бога-Отца, который дал людям поле деятельности в мире. В работе над вещами мы встречаем Бога, который, создавая, вызвал их к жизни и сохраняет в бытии благодаря creatio continua (непрерывному созиданию ). «В начале человеческого труда», пишет Папа Иоанн Павел II, «находится тайна Творения» (LE 12). Христос спас человека, а тем самым мир. Спасение распространяется и на деятельность в миру. Христианин, живущий в соответствии со своей верой, чувствует призвание к совершенствованию мира. Труд в любой его форме изменяет мир: растут урожаи, увеличивается производство товаров потребления. Результаты научных исследований человек получает новые знания, благодаря которым технические достижения делают труд более совершенным. Следовательно, труд знаменует участие в создании нового мира, в изменении нашей жизни - по сути, в спасении, то есть освобождении.

4. Труд и профессия как служение. Согласно христианскому истолкованию, труд является служением людей друг другу и друг с другом. Он является служением ближнему, семье и народу и поэтому благороден, даже если он почти не содержит в себе элементы творчества. Многообразные задачи, выполняемые в обществе, требуют большого количества профессий.

5. Труд как покаяние. Все народы во все времена знали о тяготах труда, которые испытывают люди как умственного, так и физического труда, как работодатели, так и работающие по найму. Лев XIII подчеркивал уже в 1891г.: «И в состоянии невинности человек не был бездеятельным», но «труд, который он тогда требовал как наслаждение, после грехопадения был вменен ему как необходимое покаяние, тяготы которого он должен испытывать». Кто обманывает народ, изображая жизнь «в сытом покое и постоянном наслаждении, тот увеличивает муки народа и подвергает его такому обману, который вызовет только еще большее зло, чем нынешнее» (Rerum Novarum 14).

6. Труд как искупление. Бремя труда - не проклятие, а искупление. Кто несет тяготы по-христиански, имеет право повторить слова Апостола Павла: «Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь» (Кол 1, 24).

Папа Иоанн Павел II рассматривает «те мучения, которые с необходимостью вызывает труд в нынешней ситуации Спасения человечества», в свете тайны Спасения: «Перенося тяготы труда в единстве с Господом, распятым за него, человек по-своему участвует вместе с Сыном Божьим в Спасении человечества». Дело в том, что труду принадлежит свое место «не только в земном прогрессе, но и в установлении Царства Божия» (Laborem exercens, 27).

7. Труд как прославление Бога и подготовка будущей «свободы детей Божьих». Труд - это поручение Бога и участие в его Творении. Одновременно он связан со Спасением, ибо вместе с человеком спасен и его труд. Создавая «преходящий» в силу его греха мир, человек полагает знак будущего. Он слышит вздыхание созданного, которое страдает вместе с ним, но знает, что при втором пришествии Христа «сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих» (Рим 8, 21). Кто трудится, думая об этом, тот прославляет Господа, как бы тяжела ни была его работа. Суровость и неумолимость социально-экономических отношений приводят к тому, что не каждый может найти профессию, которая бы всесторонне соответствовала его склонностям и способностям. Многие должны довольствоваться так называемой вынужденной профессией. Однако для христианина, который верит в полное любви Провидение Бога, каждая профессия - это призыв Бога, будь она значительной или второстепенной, соответствует ли она нашим склонностям или является нашим крестом. Бог призывает человека не только тем, что Он ему дает (качества, способности, склонности), но и тем, что Он ему посылает (болезни, последствия войн, неудовлетворительные социально-экономические условия и т.д.). «И все, что вы делаете словом или делом, все делайте, во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол 3, 17).

Трудовые и профессиональные отношения в индустриальном обществе и христианская этика (лекция катехизатора)

Для того чтобы отстаивать справедливость, защищать интересы людей, занятых разного рода трудом, необходима солидарность, которая может выражаться в создании профсоюзных организаций с целью служить общему благу, устанавливать социальный порядок, а также воспитывать общественное сознание трудящихся.

Каждое соглашение о зарплате подчинено естественному закону о том, что плата должна покрывать «в разумной мере жизненные потребности работника». Если работник, гонимый нуждой, соглашается на нищенскую зарплату, он лишь уступает насилию, и все это - не более чем «вопиющая несправедливость» (Rerum Novarum 34). Иоанн Павел II тоже заявляет, что система наемного труда сочетается с человеческим достоинством работника, если владение средствами производства «не направлено против труда» и не является владением «ради владения» (Laborem exercens 14).

Для защиты своих прав работники объединяются на основе солидарности и, как говорит Второй Ватиканский Собор, создают «совершенно свободно» организации (профсоюзы), «которые действительно их представляют и в состоянии внести существенный вклад в справедливую организацию экономической жизни», в чем и состоит одно «из основополагающих прав человека». Как «последнее средство» для «защиты прав работников или отстаивания законных требований» и «в нынешних условиях» остается незаменимой забастовка, хотя при этом нужно искать «так быстро, как только возможно» пути «возобновления переговоров и совместных размышлений в согласии» (GS 68). Задачей профсоюзов, говорит Папа Иоанн Павел II, является отстаивание прав его членов, что, однако, не должно быть «борьбой против других», «групповым или классовым эгоизмом». Профсоюзы не должны ни становиться политическими партиями, ни «находиться с ними в тесной связи», потому что иначе «легко теряют из виду собственные задачи, обеспечение справедливых требований работников в рамках общего блага всей страны» (Laborem exercens 20).

Опасность экономического прогресса

Папа Иоанн Павел II называет технику «союзницей человеческого труда». Он указывает на «машины и механизмы», «электронику» и «микропроцессоры», «миниатюризацию», «информатику», «телематику», но предостерегает от опасностей неконтролируемого технического развития, которое превращает технику «в некоторых случаях из союзницы почти в противницу человека» (Laborem exercens 5).

В современной экономике рационализация и технический прогресс необходимы. Организация рабочих мест, учитывающая особенности человека, старается приспособить рабочее помещение, рабочее время и предметы труда (машины, приборы, сырье и т.д.) надлежащим образом к человеку. Согласно христианскому пониманию человек действительно должен подчинять себе Землю, но мудро, с соблюдением дисциплины и меры, а также иерархии ценностей.

Достоинство человека и авторитет власти

Текст читают ученики и отвечают на вопросы:

- В чем состоит авторитет власти и подчинение трудящихся?

- Когда будет гармония между ними?

Решающими являются личные отношения между руководителями предприятия и работниками. Правильно понятые, оба служат большой задаче - сформировать человека, т.е. помочь ему найти себя как человека. Всякое руководство людьми, которое заслуживает этого названия, должно покоиться на двух духовных основах: признании человеческого достоинства и авторитете власти.

[В «Centesimus annus» Иоанн Павел II постулирует образец «общества свободного труда, предприимчивости и участия» (CA 35) и в этой связи констатирует: «Церковь признает законную функцию прибыли как показателя нормального хода дел на предприятии... Но прибыль - не единственный показатель условий существования предприятия. Бывает, что экономические счета в полном порядке, а вместе с тем люди, составляющие самое драгоценное достояние предприятия, унижены и оскорблены в их достоинстве. Помимо того, что это морально недопустимо, такое положение вещей не может не иметь в перспективе отрицательного воздействия также и на экономическую эффективность данного предприятия. Действительно, цель предприятия - не просто производство прибыли, но и само существование этого предприятия, как общины людей» (Centesimus annus 35).]

Признание власти не означает, что рабочего следует рассматривать как «всего лишь подчиненного», «предназначенного быть молчаливым исполнителем приказов, без права находить применение собственным желаниям и опыту» (Mater et Magistra 92). Рабочий должен присутствовать на предприятии не только физически - в качестве рабочей силы, ориентированной на зарплату; в значительной мере решающим является его личностное присутствие. Поэтому речь идет о том, чтобы «сделать предприятие подлинным человеческим сообществом» (Mater et Magistra 91), что предполагает «сотрудничество, внимательное отношение друг к другу и доброжелательность» (Mater et Magistra 92).

Авторитету начальника соответствует на другой стороне послушание подчиненного. Подчинение на основе свободного решения не противоречит христианскому представлению о человеке и не затрагивает положения человека как субъекта на предприятии.

Преодоление безработицы

Текст читают ученики и отвечают на вопросы:

- Разве плохо быть безработным? Почему?

- Как можно преодолевать безработицу?

- Как свою роль в этой проблеме видит Церковь?

Быть безработным - это двойная беда. С одной стороны, безработные очень сильно чувствуют уменьшение своих доходов. Они должны ограничивать себя во всех отношениях. И вторая беда: недостаточная занятость. От этого страдает чувство собственного достоинства, особенно если безработица держится долгое время. Неудивительно, что некоторые безработные становятся угрюмыми и недовольными.

Безработица, которую Папа Иоанн Павел II назвал «бедствием», особенно жестко задевает молодых, которые «видят болезненно фрустрированными свое желание честно трудиться и свою готовность взять на себя подобающую им ответственность за экономическое и социальное развитие общества». Сложной проблемой представляется Папе также «безработица работников интеллектуального труда» и инвалидов, которые не должны стоять «на обочине мира труда» (Laborem exercens 8, 18, 22).

Преодоление безработицы предполагает знание ее причин. Исследование причин безработицы и принятие мер в области экономической, конъюнктурной и валютной политики с целью устранения безработицы является делом ответственных лиц, т.е. партнеров по тарифным соглашениям, парламентов, правительства, политических партий и соответствующих наук. Церковь апеллирует к совести ответственных лиц. Занять позицию по конкретным предложениям - например, по предложениям продлить время обучения в школе, сократить рабочее время, снизить пенсионный возраст, запретить сверхурочные работы, повысить или понизить налоги - это задача экспертов и ответственных лиц.

В условиях безработицы обязанностями Церкви - в силу ее собственного дела - являются следующие задачи: она будет выступать за то, чтобы на безработных ни явно, ни тайно не накладывали клеймо нежелающих работать. Безработным нужно не сочувствие, а обращение с ними с пониманием. Некоторые замыкаются в себе и сторонятся контактов, таким образом вся злость и все разочарование накапливаются в семьях безработных, что часто может приводить к опасным кризисам. Приходы и католические социальные союзы должны установить число безработных в общине, проанализировать положение и искать выходы из создавшегося положения. Они должны помогать безработным в общении с властями, давать справки о местном и региональном рынке труда, сообщать о мерах профессиональной переподготовки и устанавливать связи между безработными и предприятиями, в которых еще, возможно, имеются рабочие места.

Итог. Иоанн Павел II считает, что "человеческий труд есть ключ - и, пожалуй, основной ключ - ко всему социальному вопросу" (СТ 3). И эта проблема, стоит отметить, приобрела после второй мировой войны всемирный масштаб. Поднимая значимость человеческого труда до уровня призвания человека и придавая этому призванию всеобщий характер, энциклика рассматривает значение труда во всех областях и проявлениях человеческой жизни.

- Труд, таким образом, является не только источником средств к существованию, но и инструментом совершенствования человека.

- Благодаря труду не только возрастает внутренняя культура человека, посредством труда мы участвуем и в построении культуры общества, в развитии цивилизации.

- Труд облагораживает нас не только телесно. Подобно благодати - источнику воздаяний, а в силу тех тягот и тяжелого бремени, с которыми подчас связан труд, мы получаем возможность разделить с Иисусом Христом Его крестные муки.

Другое направление размышлений и другой комплекс проблем, связанных с человеческим трудом это:

- участие человека, посредством труда, в созидании и совершенствовании мира;

- налаживание общественных отношений путем сотрудничества и совместной причастности к создаваемым ценностям;

- построение различных форм социальной жизни и разных типов культуры.

В этом плане папа Иоанн Павел II рассматривает и анализирует, с одной стороны, значение труда в жизнедеятельности семьи, хозяйственных структур, народа и всего человечества, а с другой, - возникшие на почве труда различные формы угнетения, всякого рода противоречия и столкновения между людьми и социальными группами.

Цель анализа он видит в том, чтобы найти ключ к разрешению многих социально-экономических проблем, применимый ко всем уровням и масштабам взаимоотношений людей и их сотрудничества.

2. Солидарность

Катехизатор кратко объясняет принцип солидарности. Затем раздает тексты (1-7) с фрагментами из документов Церкви и вопросами для самостоятельной работы, может быть работа в малых группах. Задача следующая:

- Понять суть данного отрывка.

- Подобрать подходящие примеры, иллюстрирующие этот текст.

Принцип солидарности (от «solidare» - прочно соединять, связывать) происходит от индивидуальности и социальности человека, вместе взятых, и означает взаимосвязанность и взаимную ответственность. Тем самым отрицаются такие принципы общественного устройства как индивидуализм, который отрицает социальную природу человека и видит в обществе лишь рациональный союз, обеспечивающий механический баланс отдельных интересов, так и коллективизм, лишающий человека его личного достоинства, сводя его к объекту исключительно общественных, прежде всего экономических процессов. Принцип солидарности является не чем-то средним между индивидуализмом и коллективизмом, а учитывает одновременно как личное достоинство человека, так и его социальное качество, и потому представляет собой новое и своеобразное положение об отношении человека и общества. С одной стороны, этот принцип основывается на онтологической взаимосвязи индивида и общества, с другой стороны, он предполагает вытекающую из названного онтологического отношения нравственную ответственность. Итак, это одновременно и онтологический, и этический принцип. Принцип солидарности стал основой «Христианского социального учения».

Текст

1. В чем состоит суть солидарности? В свете веры термин солидарность приобретает более широкий смысл и включает в себя особые христианские понятия, такие как безвозмездность, прощение и примирение. И тогда наш ближний является не только человеческим существом, со своими правами и равенством со всеми, но становится живым образом Бога Отца, искупленным кровью Иисуса Христа и находящегося под постоянным воздействием Святого Духа. Поэтому, даже если он - наш враг, его следует любить той же любовью, какой его любит Бог. И ради него следует быть готовым на любую, даже самую высшую жертву: «Положить души свои за братьев» (ср. 1Ин 3:16). Тогда осознание общего отцовства Бога, братства всех людей во Христе, «детей в Сыне», присутствия и животворного действия Святого Духа придадут нашему взгляду на мир как бы новый критерий для его понимания. За человеческими и природными связями - уже столь тесными и сильными - в свете веры различается новая модель единства человеческого рода - солидарность, высшая инстанция, которой следует руководствоваться. Эту высшую модель единства, отражение жизни Бога, единого в трех Лицах, мы христиане называем словом «община». Эта особая христианская община, ревностно хранимая, возрастающая и обогащаемая с помощью Господа является олицетворением призвания Церкви быть «таинством» в уже упомянутом смысле. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 40)

2. Что является источником солидарности?Итак, солидарность заключается не в некоем отстранённом чувстве жалости или сочувствия к бедам огромного количества близких или далёких нам людей. Наоборот, солидарность - это твердое и стойкое решение посвятить себя общему благу, благу всех и каждого, потому что мы все действительно ответственны за всех. Это решение основано на твердом убеждении в том, что препятствием к полноценному развитию являются уже упомянутые жажда наживы и стремление к власти. Эти и другие «составляющие греха» можно победить, полагаясь на помощь Божьей милости, только с помощью диаметрально противоположного им подхода: посвятить себя благу ближнего, быть готовым, в евангельском смысле, «отдать душу Свою» ради другого вместо того, чтобы эксплуатировать его и «служить ему» вместо того, чтобы угнетать его ради собственной выгоды (ср. Mф 10,40-42; 20,25; Mk 10,42-45; Лk 22,25-27). (Sollicitudo Rei Socialis, н. 38)

3. Как солидарность выражается в диалоге? В духе солидарности и посредством диалога мы научимся уважать каждую человеческую личность, уважать истинные ценности и культуры других наций, уважать законную независимость и самоопределение окружающих. Мы научимся видеть не только себя, но и других, чтобы понять и защитить их благо; содействовать по мере наших возможностей социальной солидарности ради развития и роста, основой которых являются равенство и справедливость; создавать структуры, которые сделали бы социальную солидарность и диалог постоянными свойствами мира, в котором мы живем. (Послание к Всемирному дню мира, 1986, н. 5)

4. В чем состоит солидарность развитых стран? Долг солидарности, возлагаемый на людей, также действителен и для народов: «важнейшей обязанностью развитых стран является помощь развивающимся народам»(GS, n. 86). Это учение II Ватиканского Собора необходимо провести в жизнь. Хотя и считается нормой то, что каждый народ первым извлекает выгоду из даров, ниспосланных ему Провидением, в виде плодов его труда, ни одно государство не может поэтому претендовать на то, чтобы удерживать богатства, которыми оно располагает, в своём исключительном использовании. Каждое государство обязано производить больше и лучше, дабы обеспечить своим гражданам истинно человеческий уровень жизни и внести, таким образом, свой вклад в развитие солидарности человечества. Перед лицом растущей бедности развивающихся стран, следует считать нормой, что развитые государства жертвуют часть своей продукции на удовлетворение их нужд, и обеспечивают подготовку учителей, инженеров, специалистов и ученых, готовых поставить науку и знания на службу этих стран. (Populorum Progressio, н. 48)

5. Что помогает преодолеть индивидуализм в разных сообществах? Чтобы преодолеть столь распространенный теперь индивидуализм, нужны конкретная солидарность и конкретное милосердие, которые начинаются в семье, где муж и жена поддерживают друг друга и разные поколения заботятся одно о другом. В этом смысле семью тоже можно назвать сообществом солидарности и труда. (Centesimus Annus, н. 49)

Мы все солидарны на этом пути. Поэтому мы пожелали напомнить всем о масштабах драмы и о безотлагательности дела, которое надлежит исполнить. Час действия уже пробил. На карту поставлены выживание огромного количества невинных детей, доступ бедных семей к более человеческим условиям жизни, мир и будущее цивилизации. Пора всем людям и всем нациям принять на себя ответственность. (Populorum Progressio, н. 80)

6. Как связана ответственность с солидарностью? Осуществление солидарности эффективно лишь в таком обществе, члены которого признают друг друга личностями. Пусть наиболее влиятельные из них, располагая большей долей общественных благ и услуг, почувствуют ответственность за более слабых и поделятся с ними тем, что имеют. Более слабые же, в свою очередь, в том же духе солидарности, пусть не ведут себя пассивно или агрессивно в рамках общества, но, добиваясь своих законных прав, пусть делают то, что в их силах для всеобщего блага. Средние же классы, в свою очередь, пусть не настаивают эгоистично на своих личных интересах, но уважают интересы окружающих. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 39)

7. Как вера воодушевляет человека к проявлению солидарности? Солидарность помогает нам увидеть «другого» - человека, народ или страну - не как некое орудие, предназначенное для эксплуатации, как дешёвую рабочую силу, от которой затем избавляются, когда она больше не нужна, но как наше «подобие» и «помощника» (ср. Быт 2:18 20), участвующего наравне с нами в пиршестве жизни, на который все люди, без исключения, приглашены Богом. (Sollicitudo Rei Socialis, н. 39)

Итог. Солидарность - это позиция, для которой характерна забота об общем благе, что значит о благе всех и каждого, потому что все мы на самом деле ответственны за всех. Солидарность помогает нам встретиться с другим человеком или народом не как со средством, способным к труду, которого можно использовать для своей пользы, а потом отвергнуть, когда он уже не нужен, а как подобного нам, делая его наравне с собой участником «пира жизни», на который, однако, Бог приглашает всех людей.

1. Социализм

Катехизатор предлагает небольшую дискуссию о социализме и задает с этой целью несколько вопросов:

- В чем состоит суть общественно-политической системы «социализм»?

- Хорошо ли отменять частную собственность? Почему?

- Должно ли государство вмешиваться в жизнь граждан? В каких случаях? Почему?

- Как Церковь относится к частной собственности и к вмешательству государства в жизнь граждан?

Материал для катехизатора:

Важнейшее значение для развития социального учения католичества имеет энциклика Rerum novarum (1891) Льва Х111, посвященная положению рабочего класса, то есть так наз. социальному вопросу. Благодаря актуальности и практическому значению затронутых в ней проблем, а также поиску новых путей их решения эта энциклика получила наиболее широкий резонанс. Она знаменует собой качественно новую ступень в развитии церковного учения: в ней не только излагаются общие принципы и положения, но и дается анализ конкретной ситуации, формулируются задачи и намечаются пути их практического решения.

Папа признает сам факт существования социального вопроса и общественно-политической борьбы и приходит к выводу, что причиной этого послужили пороки социально-экономической системы, при которой рабочий человек чувствует себя одиноким и незащищенным. Совершенно необходимо взять его под защиту и напомнить обществу о его законных правах. Папа заявляет, что рабочие были "принесены в жертву жестокосердию хозяев и их безудержной алчности". Далее он говорит о новой форме ростовщичества, о чрезмерной концентрации собственности и экономической власти в руках небольшой кучки предпринимателей, что "горстка богачей надела рабское ярмо на огромную массу пролетариата".

Но социалистический путь решения этого вопроса папа считает неприемлемым, так как отмена частной собственности нанесла бы ущерб самим рабочим, ибо целью их усилий является обретение собственности: собственность служит для них стимулом к бережливости и экономному ведению хозяйства и только она способна улучшить их жизнь. Кроме того, ликвидация частной собственности противоречит естественному праву: Бог наделил людей земными благами, но сделал это в расчете на то, что они разумные существа и в состоянии самостоятельно позаботиться о себе и удовлетворить свои потребности. Разум подсказывает нам, что забота каждого о себе самом эффективнее, чем забота государства обо всех, тем более что в такой заботе о своем будущем разумное человеческое начало наилучшим образом проявляет себя и находит себе практическое применение. В процессе трудовой деятельности, продолжает далее папа, человек оставляет на произведенном им продукте след своей индивидуальности, и вполне справедливо, что плод его труда должен стать в результате его законной собственностью. Таким образом, каждый имеет право владеть непосредственным продуктом своего труда. В этом убеждены были люди во все времена, что и отразилось в законодательных актах всех народов.

Такова же и суть Божественных законов, представленных в Священном Писании. Иисус Христос призывал порой к отказу от собственности, но делал это по отношению не ко всем, а лишь к некоторым (Мф 19, 21; Мк 10, 21; Лк 18, 22), рассматривая это как совет, а не обязанность. В Евангелии мы не находим ни осуждения собственности, ни идеи всеобщего непременного отказа от нее. Нет упоминаний и об обобществлении собственности. Общие деньги, бывшие в распоряжении Апостолов, предназначались для подаяния, то есть расходились по кошелькам бедняков.

В пользу частной собственности говорят и интересы семьи, в то время как общественная собственность грозит ей распадом. Семейная собственность, на которую семья как исторически более ранняя, чем государство, ячейка общества имеет исконное право, выступает фактором сплочения и укрепления семейного сообщества. Эта форма собственности обеспечивает семье независимость, а государство может вмешиваться в ее дела лишь тогда, когда она нуждается в помощи. Наконец, частная собственность - это основа свободы человека, тогда как общественная ведет к полному расстройству общества, поскольку она не создает условий для свободного развития личности и ее творческих способностей, ограничивает инициативу человека и способствует его закабалению.

Социалистическому пути решения вопроса папа противопоставляет модель здоровой социальной политики, субъектами которой должны стать Церковь, государство и профессиональные объединения рабочих. Роль Церкви сводилась бы здесь к выполнению трех основных функций: учителя, воспитателя и олицетворения деятельной любви к ближнему, проявляющейся также в различных формах практической общественной деятельности. Во всех этих сферах своего служения Церковь должна добиваться сплочения общества и улучшения материального положения всех его членов, используя широкие возможности благотворительности.

Забота о благополучии всех граждан - одна из основных обязанностей государства, которое должно окружить правовой и материальной опекой в первую очередь тех, кто в такой помощи более всего нуждается. Из этого вовсе не следует, что государство наделено неограниченным правом вмешиваться в дела своих граждан. Подобное вмешательство допустимо лишь в случаях, когда этого требуют интересы всего общества или значительной его части. Папа перечисляет вопросы, требующие такого вмешательства:

а) защита частной собственности,

б) проблема занятости,

в) материальные и духовные условия труда,

г) защита прав женщины и ребенка,

д) вопросы трудовых соглашений и оплаты труда,

е) проблема формирования широкого слоя собственников.

Итог. Социальная программа социалистов противна естественному праву и Откровению. Равенство людей, согласно Льву XIII, «основано на том факте, что все они имеют единую природу и призваны к достижению единого выдающегося достоинства Сына Божьего, а также на том, что всем была предложена единая и общая вера и каждого следует судить по одному и тому же закону и назначать ему наказание или воздаяние по заслугам» (I, 61). Но есть и «неравенство в правах и возможностях, которое исходит от самого Творца природы» (I, 61), неравенство, которое должно быть умеренным благодаря влиянию евангельского духа на волю к власти (libido imperandi) и на права и обязанности, регулирующие человеческие отношения. Конфликт между бедными и богатыми, вне трансцендентной перспективы и в отсутствие евангельских сил, приводит к «гнусному рабству» или анархии.

Неравенство, против которого выступает социализм, само по себе не является злом. В гражданском обществе все не могут подняться на один и тот же уровень. Естественные положения, порождающие различия, являются благом для общества и должны позволить каждому развиваться не в изоляции, а в общении с другими. Искупление дает возможность принципиального спасения, не изменяя при этом мгновенно положения каждой отдельной личности.

Социализм, господствовавший в нашей стране много лет, привел к утрате истинного значения человеческого труда и в результате этого - к глубокому кризису не только в социальной, но и нравственной сфере. Отсутствовало частное малое и среднее предпринимательство, прогрессировали коррупция, бюрократизм, уменьшалась интенсивность труда, падало качество производимой продукции и услуг, низкие зарплаты не обеспечивали достойного уровня благосостояния, наблюдалось воровство материалов на предприятиях...

III. Заключительная часть (Дискуссия на тему, как изменился у участников взгляд на труд, на солидарности и на социализма после этой встречи.